Сибирские огни, №12, 2020

134 ПАВЕЛ ОРЛОВ СИБИРСКИЕ БРОНЕПОЕЗДА. БОЕВЫЕ МАРШРУТЫ Да, «Лунинец» и «Железнодорожник Алтая» попали почти в самое пекло боев на северном фасе Курской дуги, более того — 49-й дивизион оборонял станцию Поныри. Те самые Поныри, что обеими сторонами считались одной из двух ключевых позиций сражения и которые не смогли взять новейшие немец- кие самоходки «Фердинанд». Так что — эпизод третий: «Бронепоезда против “фердинандов”». Но прежде чем углубляться в описание боев, сделаем шаг назад и опреде- лимся, с чем 49-й ОДБП в эту битву вступил и какие задачи перед ним были поставлены. На два бронепоезда имелось: восемь пушек калибра 76-мм образца 1927/32 г. (короткоствольная танковая КТ-28), одна 37-мм и шесть 20-мм зенитных пушек, пять крупнокалиберных пулеметов ДШК, два станковых пулемета, 51 пулемет ДТ, один зенитный пулемет винтовочного калибра, 117 винтовок, шесть пистолетов-пулеметов. Боеприпасы: выстрелов к 76-мм пушке — три боекомплекта (БК), 37-мм МЗА — два БК, 20-мм МЗА — семь БК, патронов к ДШК — три БК, винтовочных патронов — шесть БК. Продовольствия — на шесть суточных выдач. Личный состав: среднего и стар- шего начсостава — 24 человека, младшего начсостава — 141, рядового соста- ва — 62, всего — 227 человек. На 1 июля 49-й ОДБП с передовой базой находился на станции Золо- тухино, а основная база — на станции Охочевка. Дивизион являлся огневым резервом командующего 13-й армией и в случае прорыва противником нашей обороны в районе станции Малоархангельск должен был поддерживать огнем орудий и пулеметов пехотные части, занимавшие оборону в полосе железной до- роги. Участок ответственности был определен от станции Поныри (включая и ее саму) и далее на юг. Дивизион находился в оперативном подчинении коман- дира 81-й стрелковой дивизии, которая «седлала» железную дорогу, находясь в обороне севернее станции Малоархангельск, также дивизион поддерживал по- стоянную связь с 307-й стрелковой дивизией, находившейся во второй полосе обороны армии в окрестностях станции Поныри. Пятого июля бронепоезда в бой не вступали, находясь в полной готовности. Основной удар 47-го и 41-го немецких танковых корпусов по 13-й армии при- шелся западнее железной дороги, однако к 6 июля противник подошел к станции Поныри с севера и северо-запада, поэтому в этот день дивизион выходит на боевой участок станция Возы — станция Поныри и в 14.30 получает от на- чальника артиллерии 81-й стрелковой дивизии задачу на ведение огня. В 16.00 с огневой позиции (цитата) «у ж.д. будки, что южн. ст. Поныри 1 км», дву- мя бронепоездами был совершен огневой налет по трем местам сосредоточения противника: в районе железнодорожной будки в 1 км севернее станции Поныри, в районе «Школа Северная» в поселке 1-е Поныри и у отметки 214,0. На саму станцию поезда зайти уже не могли — пути были заминированы и частично взорваны. За 6 июля дивизион отчитался о срыве двух атак пехоты противника (в этот день немецкие тяжелые самоходки «Фердинанд» участво- вали в атаке на Поныри с севера), уничтожении до 200 солдат противника и огневых средств в обстреливаемых районах, а также о трех сбитых зенитными средствами БП № 704 самолетах Ме-109 (по другим данным — часть из них была Фв-190). Огонь артиллерии бронепоездов дал возможность отходящему под давлением врага личному составу 81-й стрелковой дивизии окопаться на высоте 248,9.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2