Сибирские огни, №12, 2020
132 ПАВЕЛ ОРЛОВ СИБИРСКИЕ БРОНЕПОЕЗДА. БОЕВЫЕ МАРШРУТЫ действий дивизиона несколько осложнялась тем, что противник ложил снаря- ды почти без промаха, попадая вблизи жел. дор. полотна и в полотно. Бронепоезда продолжали бой, изменяя свои ОП. 27.1.1943 г. в 7.00 вра- жеские самолеты в количестве шести штук бомбили боевые порядки дивизиона бронепоездов. Огнем зенитных средств дивизиона были рассеяны боевые по- рядки самолетов. Самолеты беспорядочно сбросили бомбы, не причинив ущер- ба бронепоездам. 27.1.1943 г. утром на переднем крае немецкой обороны немцы подожгли села и под прикрытием дыма начали свое поспешное бегство на город Кастор- ное. В 9.00 был получен приказ командира 47-го стрелкового полка о выдви- жении бронепоездов со ст. Тербуны к разъезду Ударник сколько позволяет путь. Выполняя приказ командира 47-го СП, бронепоезд № 663 выдвинулся за боевое охранение нашей обороны и из орудий прямой наводкой расстреливал отступающих немцев. В 10.00 зам. командира дивизиона по политчасти объявил личному составу радостные известия, что нашими войсками заняты населенные пункты: Васи- льевка, Набоково, совхоз Ударник, разъезд Ударник, Воейково и др., против- ник поспешно отступает на Касторное, наши танковые подразделения отрезали пути отхода противника из Касторное. Дальнейшее продвижение и преследование отступающего противника было невозможно по причине разрушенного жел. дор. полотна. Да, похоже на отчет УБПиБМ (Управление бронепоездов и бронема- шин. — Ред. ), но есть нюансы: немцы уже отступали, в тыл противнику никто не врывался, бронепоезд стрелял с бывшей нейтральной полосы, причем только из пушек, а значит, с дистанции вряд ли меньше километра. Не эффектно, но эффективно. ...Дальше были обычные фронтовые будни — бои, работа, проблемы взаи- модействия с тыловиками. Весной 1943 г. дивизион отражал многочисленные налеты немецких бом- бардировщиков на станцию Елец, через которую шло снабжение 13-й армии (с 15.03.1943 г. — Центрального фронта). Экипажи неоднократно участво- вали в тушении опасных пожаров, растаскивали с помощью бронепоездов го- рящие вагоны (в том числе с боеприпасами и взрывчаткой). А в это время командование 13-й армии более месяца пытается от органов ВОСО (военных сообщений) добиться переброски 49-го дивизиона под Поныри. Потребова- лось два приказа командования армии и вмешательство комфронта Рокоссов- ского, чтобы бронепоезда убыли по назначению! Вообще, этой прекрасной теме — взаимоотношению между 49-м ОДБП и военными железнодорожни- ками, комендантами станций зимой — осенью 1943 г. — посвящен отдельный двухстраничный документ с подробным перечислением самых разных задер- жек и неувязок. С конца апреля бронепоезда дивизиона ведут охрану железнодорожного полотна и станций между Курском и Понырями от воздушного и наземного противника. Разведка дивизиона с 1 мая ведет наблюдение за врагом с обору- дованного наблюдательного пункта в районе станции Малоархангельск (непо- средственно за передовой линией советской обороны) — при этом штаб и база дивизиона были переведены из обстреливаемых немецкой артиллерией Поны- рей (7 км от линии фронта) в Золотухино. За май 1943 г. дивизион подготовил двенадцать огневых позиций для бронепоездов между станциями Малоархан- гельск и Золотухино.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2