Сибирские огни, №12, 2020
129 ПАВЕЛ ОРЛОВ СИБИРСКИЕ БРОНЕПОЕЗДА. БОЕВЫЕ МАРШРУТЫ мост. Спокойные, смелые и отважные машинисты Хурсик Петр Андреевич и Шипачев М. Ф. ведут дорогостоящую для советского народа боевую часть через серьезно поврежденный мост, рискуя своей жизнью во имя Социалисти- ческой Родины. Бронепоезд тихо подходит к мосту. Напряженная минута [для] всей ко- манды, первая бронеплощадка идет на мост, а за ней вторая. На минуту все затаили дыхание — на мост идет «шайтан», так любезно команда бронепоезда называет свой паровоз, который не один раз в последующих боях решал судьбу как боевой части, так и команды бронепоезда. Когда на мосту находился бронепаровоз, мост медленно начал садиться, но Хурсик поджал на «большак» и вывел бронепоезд. За отвагу и мужество при спасении бронепоезда Правительство наградило тов. Хурсика медалью «За отвагу», тов. Шипачева медалью «За боевые за- слуги». Впереди, за мостом, горел разбитый вражеской авиацией эшелон. Горели боеприпасы и обмундирование. Бронепоезд подошел к эшелону, отсоединил горящие вагоны и спас одиннадцать вагонов обмундирования. Противник наседал, бронепоезд с боями отходил в направлении станции Поворино, прикрывая отход своих войск. ...Только 17 июля 1942 г. бронепоезд «Лунинец» воссоединился с дивизио- ном на станции Хитрово в полосе Брянского фронта. К этому времени отразив- ший несколько авианалетов бронепоезд «Железнодорожник Алтая» также за- писал на свой счет один сбитый вражеский самолет. С этого момента дивизион более чем на полгода остается на участке Елец — Тербуны — разъезд Ударник, выполняя задачи по охране железной дороги и противовоздушной обороне стан- ций и изредка обстреливая немецкие позиции — та самая работа, из которой и состояла в основном война... К концу года боевой счет 49-го дивизиона был следующим: проведено одиннадцать огневых налетов по переднему краю противника, уничтожено до 350 человек живой силы противника, три артиллерийские батареи, два отдель- ных миномета, четыре пулеметные точки, сбито четыре самолета. Появились первые серьезные потери: 11 августа 1942 г. «Железнодорожник Алтая» во время дежурства на перегоне Долгоруково — Свечинская в ходе налета восем- надцати бомбардировщиков Ю-88 получил попадание авиабомбы в бронепаро- воз, записав при этом на свой счет два сбитых самолета. Погибли машинисты, часть разведчиков и командир бронепоезда старший лейтенант Реунов (всего девять человек), еще десять были ранены. Трудный 1942 год закончился советским наступлением под Сталинградом, а затем серия операций, прокатившаяся по линии фронта с юга на север, последо- вательно обрушила немецкую оборону. В конце января 1943 г. после успешного завершения Острогожско-Россошанской наступательной операции пришел че- ред освобождения Воронежа, б о льшая часть которого с июля 1942 г. находи- лась под контролем противника. В это время происходит и присвоение всем наличным бронепоездам РККА трехзначных номеров: «Лунинец» теперь имеет номер 704, а «Железнодорож- ник Алтая» — 663. 49-й ОДБП получает приказ поддерживать своим огнем 47-й стрелковый полк 15-й стрелковой дивизии 13-й армии Брянского фронта, наносящей удар с севера общим направлением на Касторное. Туда же в ходе наступления должны выйти 38-я и 40-я армии Воронежского фронта с других направлений, замыкая кольцо вокруг сил 2-й немецкой и 2-й венгерской армий.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2