Сибирские огни, №12, 2020

128 ПАВЕЛ ОРЛОВ СИБИРСКИЕ БРОНЕПОЕЗДА. БОЕВЫЕ МАРШРУТЫ дивизиона местами напрашивается на экранизацию в военно-приключенческом жанре с захватывающими эпизодами — вот только за три года (с 1942-го по 1945-й) этих приключений на боевом пути между Москвой и Оппельном было гораздо меньше, чем можно предположить. Но к делу: 29 июня 1942 г. дивизионом был получен приказ замнаркома обороны СССР (вероятно — Я. Н. Федоренко) о выдвижении в действую- щую армию в распоряжение командующего Юго-Западным фронтом. И сразу, без какого-либо вступления, начинается первый эпизод — одиссея бронепоезда «Лунинец». В день получения приказа дивизион двумя эшелонами начал движение, имея разрыв между бронепоездами в два часа. На станции Кочетовка второй эшелон задержался из-за вражеской бомбардировки и затем на станции Гря- зи получил приказ о переподчинении командующему Брянским фронтом — в итоге бронепоезд «Лунинец», не имея связи со штабом, прибыл 1 июля 1942 г. на Юго-Западный фронт, в Воронеж, а «Железнодорожник Алтая» со шта- бом и базой дивизиона 5 июля — на Брянский фронт, на станцию Елец. Таким образом, половина дивизиона оказалась на острие наступления немец- кой 4-й танковой армии на Воронеж, а половина — севернее, в районе, из которого советские войска будут пытаться наносить фланговые удары по на- ступающему противнику. Боевая одиссея бронепоезда «Лунинец» начинается в ночь на 3 июля, когда командир БП получил приказ совместно с приданным десантом (батальоном пехоты) охранять перегон и железнодорожные станции Лиски и Давыдовка от атак воздушного и наземного противников. Дело осложнялось тем, что БП ни- кому не придавался и на снабжение не брался, а основные припасы остались с базой дивизиона. Если верить документам, 5 июля на станции Давыдовка бронепоезд шест- надцать раз бомбили вражеские самолеты, налетая группами по 6—18 машин. Паровоз получил повреждение от авиабомбы, горячий пар из лопнувшего свист- ка пошел в кабину машиниста, но «Лунинец» продолжал маневрировать, успеш- но уклоняясь от ударов. Один бомбардировщик удалось сбить, но кончились патроны к зенитному крупнокалиберному пулемету. В этот день «Лунинец» впервые вышел на огневую позицию для обстрела наступающего противника, но... тот находился вне зоны досягаемости бронепоездных короткоствольных пушек образца 1927/32 гг.! Невозможно было восполнить запас воды (разбиты водокачки близлежащих станций), у экипажа закончились продукты (на станции Давыдовка удалось до- стать лишь немного гороха), а 6 июля, следуя от станции Лиски на восток, после очередного налета немецких бомбардировщиков «Лунинец» столкнулся с одной из типовых проблем бронепоездов — железнодорожное полотно было разруше- но. И хуже того — был сильно поврежден железнодорожный мост через реку Икорец, находившийся к тому же под огнем немецкой артиллерии. Описание дальнейших событий имеется в документах: Командой бронепоезда в течение 20 минут было восстановлено разрушен- ное железнодорожное полотно; железнодорожный мост, поврежденный ави- ацией противника, отремонтировать средствами и силами бронепоезда было невозможно. Противник открыл ураган артиллерийского огня по бронепоезду. Коман- дир бронепоезда старший лейтенант Данилович Иван Иосифович принимает решение — высадить личный состав из боевой части и на тихом ходу проехать

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2