Сибирские огни, №12, 2020

127 ПАВЕЛ ОРЛОВ СИБИРСКИЕ БРОНЕПОЕЗДА. БОЕВЫЕ МАРШРУТЫ Адъютант старший (это правильное название должности) — старший лей- тенант Стариков Николай Михайлович, выпускник Ленинградского артилле- рийского училища (с пятью классами средней школы!), на должность переведен из слушателей курсов начальников штабов при артиллерийской академии имени Дзержинского. В РККА с 1930 г., без боевого опыта. Начальник связи — младший лейтенант Цыганов Василий Лукич, до это- го — курсант Ленинградского училища связи с 1940 г., в боевых действиях не участвовал. Начальник боепитания — воентехник 1-го ранга Пряхин Яков Иванович, ра- нее — начальник артиллерийского снабжения 286-го отдельного лыжного полка, образование высшее, в РККА с 1941 г., в боевых действиях не участвовал. Старший паровозный техник Кричевский Александр Иванович и железно- дорожный мастер Чибисов Дмитрий Иванович в ранге младших воентехников перешли в дивизион с должностей замначальника депо и железнодорожного ма- стера станции Новосибирск. Командир бронепоезда «Железнодорожник Алтая» — старший лейтенант Реунов Иван Иванович, в Великой Отечественной войне ранее участвовал в качестве командира батареи 159-го АП 9-й гвардейской стрелковой дивизии, выпускник Лозовских артиллерийских курсов, в РККА с 1937 г. Командир бронепоезда «Лунинец» — старший лейтенант Данилович Иван Иосифович, ранее — заместитель командира дивизиона 38-го запасного ар- тиллерийского полка, выпускник Пушкинских АККУКС (Артиллерийских Краснознаменных курсов усовершенствования командного состава). В РККА с 1941 г., в боевых действиях не участвовал. Командиры бронеплощадок в основном — выпускники артиллерийских училищ и курсов, ранее занимавшие должности от командира огневого взво- да до начальника разведки артиллерийского дивизиона. Кто-то с опытом боев, кто-то — без, например, лейтенант Логвинюк Александр Ефимович переведен в командиры бронеплощадки из слушателей Пушкинских АККУКС, с пятью классами средней школы, в РККА с 1941 г. Странные дела в 1930-е твори- лись: в артиллерийское училище или на артиллерийские курсы усовершенство- вания командного состава можно было попасть, имея базой пять классов обыч- ной школы, то есть практически не зная геометрии, тригонометрии, физики и прочих лежащих в основе баллистики наук! * * * Итак, шесть сформированных в Западной Сибири дивизионов бронепоез- дов летом 1942 г. отправляются на фронт. Воевали они в разных местах — от Кавказа до Карелии, с разной напряженностью и потерями, но все так или иначе дожили до Победы. Самым заметным из них стал 49-й ОДБП, сфор- мированный на станции Тайга и единственный из шести, получивший почетное наименование — с 17 февраля 1944 г. он официально назывался «49-й От- дельный Шепетовский дивизион бронепоездов», и именно его боевой путь мы и проследим. Вообще, говоря сейчас о Великой Отечественной войне, люди чаще всего представляют череду сражений, забывая о том, что б о льшая части времени для конкретных участников войны — это промежутки между боями, заполненные тяжелой работой, маршами, бытовыми проблемами и учебой. Да, история 49-го

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2