Сибирские огни, №12, 2020

126 ПАВЕЛ ОРЛОВ СИБИРСКИЕ БРОНЕПОЕЗДА. БОЕВЫЕ МАРШРУТЫ ходовая часть, рассчитанная на восемнадцать тонн на ось, при получившемся весе двухосной бронеплощадки между сорока и сорока пятью тоннами выходила из строя. А ведь кое-где еще и бетон между двумя листами бортовой брони за- ливали, «чтоб прочнее»! Опыт боевых действий с самого начала войны показывал, что главный про- тивник бронепоездов — вражеская авиация, отбиться от которой своими силами застигнутому на открытой местности бронепоезду удавалось далеко не всегда. Естественно, на недовооруженность составов средствами ПВО наркомат Берии также обратил внимание, но здесь от Управления бронепоездов и их строителей просто ничего не зависело: Главное артиллерийское управление не выделило всех затребованных пушек и крупнокалиберных пулеметов, так как их катастрофиче- ски не хватало. И так далее и тому подобное... К сожалению, в указанном деле отложилась лишь часть переписки по во- просу: нет документов, присланных НКВД, никак не отражена позиция НКПС и изготовителей бронепоездов. Собранный вместе из различных архивов мате- риал мог бы стать основой серьезной работы, но, боюсь, — работы, интересной лишь историкам. Для простого читателя она, скорее всего, будет, мягко говоря, тоскливой. ...Так или иначе, но менее чем за год войны было построено более вось- мидесяти бронепоездов, что приблизительно в два раза больше, чем имелось в РККА в довоенное время. В стране просто не было нужного количества под- готовленных бронепоездников (таково было официальное название военной специальности) — так кто командовал дивизионами, поездами, бронеплощад- ками? Разберем этот вопрос на примере 49-го ОДБП (49-й отдельный диви- зион бронепоездов, позднее получивший наименование Шепетовского), благо поименный список комсостава на момент формирования у нас имеется. Итак, командиром дивизиона был назначен подполковник Гершберг Яков Исаакович, до этого — старший преподаватель артиллерии Рубцовского пехот- ного училища. Еврей, из рабочих, 1899 г. рождения, с 1918 г. в РККА, вы- пускник Сумского артиллерийского училища, участник Гражданской и Великой Отечественной войн. Вообще, назначать артиллеристов командирами бронепоездов и дивизионов было обычной практикой в тех условиях. Учитывая, что бронепоезда использо- вались, как правило, в качестве перемещающихся артиллерийских батарей и, хотя числились по бронетанковому ведомству, непосредственно подчинялись на- чальникам артиллерии частей и соединений, которые поддерживали, это было нормально. Комиссар дивизиона — старший политрук Поляков Петр Антонович — был комиссаром танкового батальона в 1-м запасном танковом полку. В РККА с 1936 г., выпускник Харьковского военно-политического училища, без опыта боевых действий. Заместитель командира дивизиона — капитан Зинченко Григорий Михай- лович, бывший командир батареи 545-го АП РГК (артиллерийского полка Резерва Главного Командования). В РККА с 1935 г., выпускник Одесского артиллерийского училища, участник финской и Великой Отечественной войн. Помощник командира по технической части — воентехник 2-го ранга Зе- ленский Владимир Васильевич. На должность (да и вообще в РККА) зачислен с должности начальника планово-производственного отдела депо станции Но- восибирск. Образование высшее, в боевых действиях не участвовал.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2