Сибирские огни, №12, 2020

125 ПАВЕЛ ОРЛОВ СИБИРСКИЕ БРОНЕПОЕЗДА. БОЕВЫЕ МАРШРУТЫ Много в ответе ГАБТУ РККА на претензии НКВД написано и о брониро- вании, в частности об использовании неброневых, незакаленных сталей, а в ряде случаев — даже котельного железа. Здесь главное: Наличие различного металла для бронирования вызвано отсутствием планового снабжения, так как основной ориентировкой по материальному обеспечению строительства бронепоездов являлось использование внутрен- них ресурсов. То есть что под рукой имеется — из того и строим... И в дополнение к вопросу о связи бронирования и сроков: Паровозные и вагонные депо и паровозо-вагоноремонтные заводыНКПС, где строились бронепоезда, не имеют оборудования для термообработки и прав- ки броневой стали. Отдельные пункты строительства, расположенные близко к танковым заводам (Томская ж. д., Омская ж. д.) производили термообра- ботку на этих заводах. В этих случаях бронепоезда начатые строительством в ноябре-декабре 1941 года закончены строительством только в марте-апреле 1942 года. И это как раз наш случай, это часть построенных в Сибири бронепоездов. Одним из недостатков, на которые обратил внимание НКВД, был пере- груз бронеплощадок: рессоры двухосных площадок ломались, не выдерживая нагрузки. По этой причине к апрелю 1942 г. замене рессор подверглось три- надцать бронепоездов, в том числе пять — сибирской постройки. Причиной было использование более толстого, чем предполагалось при проектировании, металла. Казалось бы — естественное решение: компенсировать меньшую стой- кость к пробитию неброневой стали увеличением ее толщины, а в результате — Бронеплощадка № 4 бронепоезда «Лунинец» (на заднем плане виден пулемет ДШК площадки ПВО). Центральный архив Министерства обороны. Ф. 38. Оп. 11358

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2