Сибирские огни, 2019, № 6

формы. Их хоровод воспринимается му- зыкальным сопровождением, но музы- кальность живописи — еще один аспект творчества Новика, разговор о котором я оставляю до лучших времен. Письмо четвертое (обещанное) История искусства знает изображе- ние обнаженного человеческого тела с первобытных времен; ныне на живопис- ных выставках «обнаженка» — гостья редкая. В творчестве Александра Новика традиция обнаженных образов не просто присутствует — она имеет свои черты, воспитанные благородным отношением мужчины к женщине. В деликатной теме женской наготы в искусстве есть два начала: формальное, эстетическое в восприятии и трактовке натуры, известное только художнику, и чисто человеческое, эротическое, знако- мое всем людям. Баланс между красотой и эротикой и определяет, чем станет рабо- та — совершенным художественным про- изведением или же ремесленной поделкой (а уж сколько их нынче в этом жанре!). В работах Александра Новика об- наженная натура несет печать индиви- дуального восприятия и трактовки. Об- наженных Новик пишет в самых разных композиционных контекстах и средах: в мастерской, на фоне природы, в нейтраль- ном фоне; работы «закреплены» привыч- ными «маркировочными» названиями — «Натурщица», «В мастерской»—и объе- динены чисто профессиональными инте- ресами. Так, в вышеназванных работах 1999 г. совершенно очевидно выступают на первый план чисто формальные зада- чи. В первой композиции решаются со- отношения теплого малиново-розового с холодным, ослабленным нежно-лиловым, которые «растворяют» в себе женское тело, а на втором полотне оно выявля- ет возможности соотношения формы с живописным фоном: господствующий синий, соприкасаясь с телом, виртуозно обогащается теплыми тонами. К числу редких по своим художе- ственным качествам относится компози- ция в нейтральной среде «Утро» (2011): по сидящей обнаженной скользит мягкий свет, обволакивая красивое тело, с «гру- стью» уходит в правую часть картины, захватывая с собой что-то очень лич- ное — по телу и фону рассыпаны цветные пятнышки, как драгоценные камушки. «Утро» — высокохудожественное произ- ведение искусства уровня музейного или же солидного частного собрания. Думается, на такие работы, как «Утро», «В мастерской» и им подобные, можно распространить авторитетное мнение Д. В. Сарабьянова: «Умение в пластике тела выявить духовные свойства человека — свойство, относящееся к об- щим принципам искусства». * * * В заключение назову две черты, ха- рактеризующие творчество А. С. Нови- ка. Первая — художник, изображая че- ловека в любом жанре, преследует всегда одну и ту же цель: дать образ человека как личности духовной. Духовность по- нимается как этическая ценность, вклю- чающая в себя понятия добра и красоты. Его герои гармоничны и решаются через психологически окрашенные образы: они могут быть умиротворенными или мечта- тельными, но при этом отношение авто- ра порой не исключает иронии («Лето», 1988). Персонажи картин Новика реа- листичны, они знают как мгновения дра- матических тревог, так и минуты радости и счастья. Другая черта относится к эсте- тической стороне произведений, и в этом отношении портретную живопись нельзя отделить от всех других жанров в творче- стве мастера. В. В. Кандинскому принадлежат слова: «Художник должен иметь что ска- зать, так как его задача — не владение формой, а приспособление этой формы к содержанию (воспитанию души. — В. Ч. )». Слова звучат как завет, как на- каз всем художникам. Александр Но- вик — один из самых талантливых — сле- дует этим заветам.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2