Сибирские огни, 2019, № 6

189 Письмо третье (деревенское) Истоки рафинированной живописи Александра Новика, как бы это неожи- данно ни выглядело, находятся в Заре- ке — старинном районе «деревянной» Тюмени, откуда художник родом. Глубже погрузившись в ткань его деревенских композиций, начинаешь понимать, что авторский интерес к архаической куль- туре и быту со временем приобрел ис- следовательский характер и направлен на постижение глубинных связей между повседневным существованием простого человека и его эстетическим наполне- нием. Старая Зарека, как и все, что для Новика связано с русской историей (не только в Тюмени, но и в Тобольске, Суз- дале, Гороховце), в этом отношении — неисчерпаемый источник: старинная деревянная архитектура с богатейшим декором, органично растворяющаяся в природном ландшафте, знаменитые тю- менские дымники и флюгеры, тюменские ворсовые ковры с их избыточной цвето- вой насыщенностью, в свое время поко- рившие великого Сурикова, — всего и не перечислить! Александр Новик, внимательно вгля- дываясь в обиходные вещи, в привычки людей, в те или иные их поведенческие шаблоны, открывает для себя самое важ- ное: пластическое решение «деревенской» темы. В одну из встреч со зрителями он скажет: «Меня умиротворяют деревян- ные домишки моей родной Зареки…» Это признание и есть подсказка, по- могающая нам понять творческий метод художника, который он сам определяет как умение пластически поймать свое состояние и сосредоточиться на пла- стической идее. «Состояние» Новика в «деревенской» теме найдет адекватную реализацию в пластике — объемные, но мягкие, с деликатным включением контуров формы; живописные решения преимущественно пастельных тонов, ис- ключающие из пространства картин кон- трастные цветовые пятна; жесткие ритмы и острые сопряжения в рисунке, остав- ляющие, однако, за художником право делать паузы или, наоборот, акценты. Словом, ткань «деревенских» работ сде- лана профессионально, очень дифферен- цированно, а по-человечески — нежно, любовно, трепетно. Добавлю еще, что очень заметны в этих произведениях авторские пред- почтения в композиционных решениях. В них действие разворачивается, как пра- вило, фронтально, параллельно плоскости холста, то есть перспектива избирается не ренессансная, прямолинейная и воздуш- ная, а плоскостная — она выстраивается «этажами» от нижнего края картины к верхнему. Изобилие света, непривычное множество деталей (которыми автор в других жанрах «балуется» редко), сбли- женные тона в цвете — совокупность всех средств создает композицию открытую, в которую войти легко и находиться в ней комфортно. Невозможно отказать себе в удовольствии остановиться на двух кар- тинах — «Деревенский сюжет» и «Осень в деревне». «Деревенский сюжет» (2001) по коллизии повторяет уже известную нам раннюю работу «Летний вечер», где кон- трасты цвета и острая пластика мужских рук сознательно высвечивали брутальное начало, — но иное мы видим в «Деревен- ском сюжете»: легкое кружево импрес- сионистической живописи пастельных тонов растворяет в себе фигуры мужчины и женщины, живописное целое полотна создает на редкость гармоничный и глубо- кий лирический образ единения мужского и женского. В композиции «Осень в деревне» (2005) Александр Новик не ограничи- вается найденным в предыдущей работе пластическим ходом чувственной импрес- сионистической живописи — он собирает мозаику из интенсивных золотисто-жел- тых цветов осеннего леса, чьи фактуры вертикально протянуты сухой кистью по вязкой краске, а мажорное звучание хол- ста усиливает холодный регистр разноцве- тья декоративных плиточек произвольной

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2