Сибирские огни, 2019, № 6
188 ства тюменский художник взял для себя главное — цвет и свет . Не пренебрегая никакими частями художественного про- странства (линия, ритм, фактура и пр.), Александр жестко подчинил все средства конечной профессиональной цели — по- строению живописной композиции . Письмо второе (о мужских портретах) Их немного, но в целом они кажутся принципиальными для понимания твор- чества Новика. Вот, например, «Портрет старика» (1988) и «Старый скрипач» (1990) — если в «Портрете старика» художник не ставит перед собой сверх- сложных пластических задач, ограничи- ваясь передачей портретного сходства и по-рембрандтовски выделяя светом от- дельные детали, то в «Старом скрипаче» угадывается заявка на синтетическое по- строение холста. Вытянутый по вертикали формат требует архитектонически выверенного соотношения цветовых, ритмически под- чиненных друг другу пятен, кажущихся при этом произвольно набросанными; всем этим живописным оркестром руко- водит обобщенный и в меру стилизован- ный, доведенный до «программной» ус- ловности, рисунок. Кстати, эти примеры организации пространства характерны и для других работ художника во всех жанрах; можно даже сказать, что жанры, сохраняя свои основные особенности, по- степенно начинают приобретать универ- сальные черты живописной композиции, в которых исключительная роль отведена свету — наравне с цветом. В «Старом скрипаче» мы видим, как идущий из глубины правого верхнего угла мягкий световой импульс получает разви- тие в игре световых рефлексов на фактур- ных мазках по центру и в нижней части холста; свет подобным образом успешно «собирает» все изобразительные средства и приводит к целостностной завершенно- сти — картине. «Старый скрипач» важен еще и потому, что указывает место других работ в иерархии творчества Александра Новика. Так, в «Художнике» (2001) автор ограничивается чарующей своей «загадочностью» * средой, словно забы- вая о главном герое холста — художнике, создающем это пространство, а пластиче- ское содержание «Художника на пленэ- ре» (2012) неожиданно исчерпывается всего лишь «программным» названием картины. К ранней поре творчества Новика от- носится «Летний вечер» (1984) — пар- ный портрет мужчины и женщины, фор- мирующий сложный образ отношений между мужским (грубым, брутальным) и женским (мягким, лиричным) начала- ми. Правая сторона холста — мужская: темные, с яркими всплесками активного красного цвета мужские руки-лапищи, тяжело лежащие на светлом фоне (как удачно найдено белое полуовальное пятно стола!). Левая половина картины — жен- ская: по колориту она контрастна к муж- ской, светлая, теплая. Мягкие, плавные женские формы со струящейся по контуру линией рисунка окрашены в золотисто- охристые тона, которые считываются еще более активно благодаря соседству глубокого алого пятна, развивающегося в холодные включения синего и белого по диагонали. Спустя пять лет автор вернется к этому же мотиву в композиции «Двое» (1989), подтвердив квадратным форма- том нерушимость вечной темы взаимоот- ношений мужчины и женщины, но самое интригующее в картине другое: автор соз- дает иллюзию таинственности происходя- щего, характерную не для традиций рус- ской живописи, но, скорее, для японской эстетики недосказанности и намеков. Тема мужского, женского, чувственного, эротического начала получит развитие во множестве работ Новика, но об этом — в четвертом письме. * Термин «загадочное пространство» принад- лежит Александру Якимовичу. См.: Якимович А. К. О построении пространства в современной картине // Пространство картины: Сб. ст. / Сост. Н. О. Тамручи. — М.: Сов. худ., 1989. — С. 14.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2