Сибирские огни, 2019, № 6

150 ИГОРЬ МАРАНИН СИБИРСКИЙ ЛЕГЕНДАРИУМ шин по три монеты да черного петуха над сим холстом и деньгами станут стоять сторожа строчные годе понайдению нашей поклажи в ту яму положите исправ- ной и завета по наиден то сего камня ищите отговорщика и отговорщик знает управляться с нашим со сторожами. Слушаться отговорщика. Кладена поклажа 1774 году мая 4 числа». Но вернемся в Тобольск. Кладный крест, словно нарочно для возбуждения вражды, был найден на меже двух деревень. Межа — это граница, ничейная территория, широкая поло- са, обычно поросшая травою. В августе и сентябре траву на ней косили и скла- дывали в стога. Как писал Александр Блок в стихотворении «Летний вечер»: Последние лучи заката Лежат на поле сжатой ржи. Дремотой розовой объята Трава некошеной межи. Ни ветерка, ни крика птицы, Над рощей — красный диск Луны, И замирает песня жницы Среди вечерней тишины. Возможно, именно в такой умиротворенный вечер на нескошенной меже меж деревнями Тобольской губернии и был найден кладный крест. Ничего бы не произошло, если бы нашел его кто-то один и скрытно унес домой. Но в тот момент по обе стороны межи находились крестьяне, и они тут же затеяли спор, на чьей территории сделана находка. Спор перерос в драку: и с той, и с другой стороны нашлись кулачные бойцы, не раз ходившие стенка на стенку. Теперь они дрались не ради забавы, а яростно и зло — дело едва не дошло до смертоубийства. По прошествии пары дней полиция учинила драчунам до- прос, а находку изъяла и передала от греха подальше в архив. А уже оттуда в 1889 г. она попала к хранителю тобольского музея Николаю Александрови- чу Лыткину. Увы, когда Кузнецов-Тобольский, отыскав в подшивках старых газет эту любопытную историю, обратился в музей, креста там уже не было. Судьба вышедшего в отставку хранителя музея автору неизвестна, как неиз- вестна и дата его смерти. А что касается креста — кто знает, быть может, нашелся среди жителей Тобольска окаянный «отговорщик», способный по- заимствовать музейный экспонат и совершить кровавый обряд, чтобы потом чахнуть над златом. Кочевница Варвара На правом берегу реки Анабар, впадающей в море Лаптевых, расположен речной порт с двухкилометровой взлетно-посадочной полосой — село Саскы- лах, которое местные жители, по-якутски растягивая гласные, называют «Са- аскылаах». По меркам Севера, административный центр алмазодобывающего Анабарского улуса — поселок большой: здесь проживает более двух тысяч чело- век. С холма, на котором обосновалось село, смотрит на окрестности бронзовый человек с оленем — памятник бывшему кочевнику, педагогу, зоотехнику, дирек- тору местного совхоза Николаю Егоровичу Андросову (1936—2006). Коче- вое прошлое здесь имеют многие. У старейшей жительницы Якутии Варвары Константиновны Семенниковой (1890—2008) так и было записано в трудовой книжке: «вела кочевой образ жизни, занималась домашним оленеводством».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2