Сибирские огни, 2018, № 4

21 ГЕННАДИЙ БАШКУЕВ ЧЕМОДАН ИЗ ХАЙЛАРА Дед Иста вздрогнул. Офицер с пристуком вбросил саблю в ножны. В прошлый раз, когда на спор срубил голову, то алым фонтанчиком ис- пачкал китель. Прачка еле отстирала, остался бледный след. Спорили с лейтенантом третьего взвода на точность: при мастерском ударе обе- зглавленное тело не падает вслед за головой, а какое-то время стоит не- движно, да и крови мало. Сейчас же он пьян, сонлив, надо еще успеть отпрыгнуть после взмаха… А в кителе ехать в отпуск. И початый кув- шинчик саке ждет в палатке. Базарным лаем — так кричат хэйлунцзянские торговки — офицер набрехал на провожатого и, чертя саблей кривую линию по земле, пова- лил со двора. Солдаты с облегчением забросили винтовки на плечи, за уз- кие погончики, и, весело переговариваясь, пошли следом за командиром, предвкушая короткий сон после вахты. Их прислужник с досады ткнул кулаком недокрашенную лошадь в бок, она лягнула воздух, зато Хозе лягнул бабушку Елену, лежащую на земле, и, пообещав прийти позже, поспешил за солдатами. Нохой валялся с вываленным языком, в стекленеющем зрачке отраз- илась фигурка бабушки Елены. Кровь уже впиталась в землю и потеряла цвет. А рядом пробивалась щепотка новой, ослепительно зеленой травки. Собаку похоронили вечером того же дня с почестями. Ведь Нохой принял на себя весь удар карательной акции. Исполнил свой долг — за- щитил дом. Пригласили шамана Ордо, родом из приангарских бурят. Из занач- ки под половицей дед Иста достал бутылку русской водки — подарок советского инженера с КВЖД, которому он выправил в мастерских ве- лосипедную раму. Шаман пришел уже навеселе: после обеда отводил черную силу на дальней улице, объяснил он. У него было рыжее пятно на щеке и шее. Он утверждал, что сие есть родовая отметина Вечного Синего Неба, хотя соседи болтали, что пятно появилось после того, как Ордо по пьяни упал в ритуальный костер. Брызгая водкой и не забывая ее прихлебывать, шаман воздел на го- лову корону с рогами. Потом заявил, что брызгать надо молоком, а водку влить в него без остатка, как в священный сосуд. Видать, корона с рогами была тяжелой, если время от времени Ордо вело из стороны в сторону. Хозяева вежливо придерживали служителя черной веры за локотки. Собака успела окоченеть. Даже хвост торчал палкой. Нохою опу- стили веки, уложили головой на запад, где японским флагом пламенел за- кат; шаман шепнул в недвижное ухо благопожелание. Почудилось, Нохой дрогнул кончиком уха, услышав слова человека. Дабы избегнуть в следу- ющей жизни перерождения животным, пояснил Ордо. В собачью пасть вложили горку топленого масла. После обряда, уже за столом, Иста робко заметил: не грех ли, что собаку похоронили будто человека? Шаман, косясь на початую бутылку водки, вместо ответа рассказал легенду. Собака долго искала себе друга. Встречала на своем пути волка, тигра, медведя. Но они запрещали ей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2