Сибирские огни, 2018, № 4
топортрет с костылями», 1975; «Шесть этюдов», 1977), художник не боится от- крыть двери в мир собственной души, ибо глубина и полнота мировосприятия его взяты не извне, а выстраданы, обретены в сложной духовной борьбе за свое чело- веческое «я». Простота и убедительность подачи сложного жизненного материала свидетельствуют о подлинной свободе и зрелости образно-пластического мышле- ния художника. Позднему А. И. Гутерзону подвласт- ны как узколичный, так и более широкий художественный самоанализ. Если вну- тренний диалог «Автопортрета с косты- лями» не выходит за рамки индивидуаль- ной психологии, то образное содержание «Шести этюдов» раскрывается через сложную жизненную коллизию, через тему возвращения домой, к близким, в конечном счете — к самому себе… Избранный художником мотив не- прерывного «входящего» движения ус- ложнил его пластический замысел. Сжа- тая, лаконичная манера лишена некоторой статичности более ранних работ. Разом- кнутая, как бы незавершенная компози- ция, появление экспрессии в живописных элементах сообщили образному полю полотна особое напряжение. К чувству умиротворенной усталости после труд- ного дня примешивается нотка скрытой тревоги, драматического предчувствия, заставляющего человека острее и глубже видеть не только гармонию, но и диссо- нансы окружающего мира. В портрете нет внешней конфликтной событийности, но она подразумевается в контексте про- исходящей на наших глазах сцены, через которую прочитывается личность худож- ника — требовательного к себе, предан- ного любимому делу, ответственного за судьбу близких. Двуединым ощущением красоты и драматической сложности бытия проник- нуты поздние натюрморты и портреты художника. «Зимняя сказка» (1977) и «Реквием» (1978) решены в характер- ной для А. И. Гутерзона расширенной трактовке предметно-пространственного мотива. Первый из них — тонкая по на- строению живописная элегия — обращен к интимному миру чувств и переживаний художника; другой, исполненный высоко- го драматического начала, — решен как пластическая аллегория. Почти стерео- скопическая реальность форм, интенси- фицированные цветовые контрасты при- дают образу трагедийную окраску. Но драматический накал «Реквиема», по- священного морякам, погибшим во время Гражданской войны в Сибири, лишен бе- зысходности. В празднично-торжествен- ном сиянии духовых инструментов, в густом серо-синем водном просторе есть жизнеутверждающее начало, поскольку продолжается жизнь, остаются дела и последователи погибших: старые капита- ны («Два капитана», 1979) и молодые моряки («Байкальские моряки», 1980). А. И. Гутерзон воссоздает особый тип байкальцев, не уступающих своей челове- ческой статью морским волкам больших океанских лайнеров, дает сжатые укруп- ненные характеристики всегда готовых к действию людей. Утверждению активного, созидатель- ного начала человека, раскрытию его ин- дивидуальной, духовной составляющей, отображению величественной природы Сибири была отдана до конца творческая жизнь и доброе сердце А. И. Гутерзона.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2