Сибирские огни, 2018, № 4
189 ражения своим размахом и стихийной силой. Как хозяину-старожилу этих мест, А. И. Гутерзону дорог каждый погожий, безветренный день, близка обжитая, укрощенная, добрая к человеку стихия («На Байкале праздник», 1972; «Бай- кал в декабре», 1972; «На Большую землю», 1970; «Зима в Листвянке», 1976; «Весенний Байкал», 1976; «Жел- тые лиственницы», 1971). Ровным и глубоким дыханием приро- ды наполнены и натюрморты художника. «Большая» и «малая» природа воспри- нимаются А. И. Гутерзоном пантеисти- чески, как неделимые части прекрасного живого целого. Неслучайно автор исполь- зует «сквозной» принцип изображения, при котором пейзаж и первоплановый предметный мотив поддерживают, допол- няют, раскрывают друг друга в пределах единого эмоционального живописного поля («Утренний чай»,1971; «Натюр- морт с корзинками», 1975). В полном гармоническом согласии с природным окружением протекает естественная и простая жизнь человека. Многочисленные портреты А. И. Гутер- зона — «Женщина с острова Ольхон», «Забайкалец И. Трубачеев», «Редактор газеты Миронова» (все 1979 г.), «Лим- нологи Байкала» (1970) и др. — подку- пают редкой подлинностью человеческих характеров, которым свойственны, при всей их индивидуальной неповторимо- сти, некие общие, типические народные черты. Избранный художником крупный план позволяет зрителю спокойно, не- торопливо вглядеться в немолодые лица, прочитать в них сложную жизнь души, представить нелегкую жизненную био- графию. Тема Байкала была для А. И. Гутер- зона главной, но не единственной. Ху- дожник стремился быть в эпицентре важ- нейших событий времени. Ряд полотен создан в результате творческих команди- ровок на крупнейшие сибирские стройки: «Праздник на Саяно-Шушенской ГЭС» (1975), «Молодая семья на БАМе» (1980), «Дорога на Усть-Илим» (1972). Как художник с развитой истори- ко-культурной памятью, А. И. Гутерзон находит эстетический идеал человека не только в настоящем. Совершая экскур- сы в недавнее или далекое прошлое на- рода, художник не анализирует кульми- национные моменты явлений и событий. В серии «Декабристы» («Художник- декабрист Н. Бестужев», 1974; «Дека- бристМ. Лунин», 1974; «По дорогам де- кабристов», 1977) художник обращается к морально-этической стороне проблемы. Историчность портретов Н. Бестужева и М. Лунина не в обилии исторического реквизита, ибо само понимание художни- ком истории не абстрактно-отвлеченно, а жизненно-конкретно. А. И. Гутерзон не стремится к индивидуально-определен- ной характеристике людей. Это скорее образы-представления, возникшие в ре- зультате раздумий автора над личностя- ми, судьбами, поступками первых русских борцов за свободу. Проблема человека в контексте вре- мени разрешается художником в одном из последних его произведений с символиче- ским названием «Время» — «Портрете Курдюковых» (1979). Сопоставление пожилой супружеской четы и уникальных старинных часов не только объясняет их благородное увлечение и раскрывает ду- ховную близость людей — содержание образа воспринимается в более широком философском плане нравственной оценки жизни, отданной людям. Характерной особенностью про- изведений А. И. Гутерзона со времени его персональной выставки в Москве в 1974 г. стало усиление личностного на- чала, субъективизация художественных ощущений и понятий, сообщающих об- разу качество лирической исповеди. Особой уплотненностью чувств и настро- ений отмечены автопортреты. Анализи- руя собственную личность в различных жизненных и временных ипостасях («Ав-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2