Сибирские огни, 2018, № 4

187 По-разному складывается посмерт- ная судьба художников. Еще не осво- енному, не оцененному в должной мере творческому наследию Аркадия Ильича Гутерзона суждена долгая и интересная жизнь. Значение искусства А. И. Гутер- зона не только в широте познавательных устремлений и актуальности разреша- емых художником проблем нашей дей- ствительности. Подлинная ценность его лучших полотен заключена в правдивости выделенных характеров, в искренности авторского голоса, остроте внутреннего зрения, позволившего увидеть высокий смысл самых простых вещей и явлений. Целостное в многообразии своих про- явлений творчество иркутского мастера посвящено Сибири, ее природе и людям. А. И. Гутерзон родился в Белоруссии в 1922 г. Едва окончив Витебское худо- жественное училище, 18-летний юноша добровольно ушел на фронт. Тяжесть военных дорог, ранение, фашистская ка- торга, годы личного и творческого само- утверждения сформировали личность художника, определили социальный ха- рактер его поэтики. Именно поэтому лирическая сторона дарования Аркадия Ильича, его способ- ность к непосредственно-эмоционально- му мировосприятию («Портрет отца», 1957; «Геолог Коноплев», 1958; «Чаба- ны Афанасьевы», 1960), раскрывшиеся позднее, отступили перед гражданским пафосом работ 50—60-х гг. Своеобразным художественным до- кументом личной судьбы А. И. Гутерзона стала его первая картина «Возвращение к жизни» (1957). Традиционное по пла- стическому исполнению полотно воспри- нимается как индивидуальный драмати- зированный поток воспоминаний. Портрет легендарного военачаль- ника периода Гражданской войны в Си- бири Нестора Каландаришвили (1960) можно считать этапным для художника произведением. Отдавая должное тре- бованиям времени «сурового стиля», А. И. Гутерзон решает полотно в при- поднято-романтическом плане, выявляя общие духовно-волевые качества исто- рической личности. Новая монументаль- ная образность портрета предопределила новизну его формального решения: экс- прессивно-жесткий пластический язык и резкую первооснову, «подачу» героя. Названная тенденция продолжается в «Художниках Октября» (1967), «Бо- гатырях Байкала» (1966), параллельно сосуществуя с другой, более характерной для зрелого стиля художника лирико-эпи- ческой образной трактовкой в «Прово- Картинная галерея «СИбирских огней» Тамара ДРАНИЦА Аркадий ГУТЕРЗОН Аркадий Ильич Гутерзон ( 1922—1981 ) родился в г. Мозыре Белорус- ской ССР. С 1937 по 1941 г. учился в Витебском художественном училище у Л. М. Лейтмана, В. Я. Хрусталева. С 1945 г. жил и работал в Иркутске. Участ- ник выставок с 1945 г. Член Союза художников СССР с 1957 г. Работы находят- ся в Иркутском и Новосибирском художественных музеях.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2