Сибирские огни, 2018, № 4

185 И свекор этой женщины объясняет Ар- тему на полном серьезе: — Он придет, но мне-то скоро поми- рать, а внука нет. Нету! Кому все остав- лю? — Он смотрел теперь опять в упор, уже сухими глазами. — Не думай, я не дурак и не пьяный. Внук будет! У него (сына. — Л. П. ) осталась здесь девушка, она его любит до смерти. И поклялась ждать, сначала ему, а когда пришла бума- га — мне, глупая. А теперь не хочет клят- ву нарушать, да оно и не с кем. Но я-то понимаю все! Еще пройдет немного — и она уже не сможет, а внук нужен. Помо- ги! А Федор придет, я сам, если что, с ним поговорю... — Он опять затрясся в плаче, стягивая со стола скатерть. Эта семейная преемственность, не- прерывность родовой нити очень важна для героев Кожухова. Его персонажи пе- реживают внутренние кризисы, страдают от насилия, надрываются на работе, уез- жают далеко от дома, попадают в боль- ницу, но что бы с ними ни происходило — их душевный центр тяжести остается в семье. Какие бы разрушительные процес- сы ни шли в стране и даже во всем мире, главное — чтобы сохранялась любовь, верность, домашнее тепло, чтобы росли и были счастливы дети. Если беда прони- кает в семью — вот тогда, действительно, мир рушится, как это случилось с героем рассказа «Конец» Сергеем Петровичем. Он не винит ни неразумного любовника своей молодой жены, ни саму жену, кото- рая смогла наконец в результате этой свя- зи забеременеть. Но для него-то смысл жизни утрачен: он не только женщину потерял, но и все, во что верил. В рассказе «Когда взойдет солнце?», который дал название всему сборнику, встречаются два, казалось бы, совершен- но разных героя. Пожилой горожанин Федорыч, переехавший «на пенсию» в деревню, — поэт, бывший спортсмен, бывший начальник на производстве, не- много нелепый, не очень практичный, мало понимающий в сельском труде. Егор — молодой деревенский парень, умелец, хорошо ориентирующийся в лесу и быстро находящий выход в лю- бой жизненной ситуации. Но есть и то, что объединяет этих непохожих мужчин. Во-первых, нравственное чувство. Когда в богемном кафе, куда герои случайно по- пали, некий поэт начинает скабрезничать и говорить гадости о влюбившейся в него женщине, только эти двое одергивают его, нарываясь на скандал. А во-вторых, оказывается, что оба они ранены в душе неполнотой семьи. Отец Федорыча — летчик, кумир — ушел из семьи: «улетел однажды и не прилетел совсем». А у Его- ра — «жена без имени», с которой он рас- стался и о которой предпочитает не вспо- минать. Эта рана делает их по-своему неприкаянными, похожими на корабль с оборванным якорем, а утраченная вера в любовь саднит и мучает. И в конце кон- цов заставляет Егора с болью спросить: — Ну скажи мне, Федорыч, когда люди поймут, что не надо совсем искать правду — она давно найдена! Она най- дена, лишь понять ее надо, понять и при- нять. Да и жить, как всегда жили люди, в любви и вере! Когда-то будет такое? Федорыч отвечает: «Скоро уже, Егор, скоро! Вот только взойдет солн- це!..» В его словах больше горячей на- дежды, чем знания, и после прочтения рассказа, да и всего сборника, остается привкус горечи: сколько уже их было, таких людей, веривших в изначальную чистоту и гуманность человеческой нату- ры!.. Но как жить без этой веры? В заключение хочется сказать не- сколько слов о составе сборника в целом. В него включены не только новые расска- зы, но и ранние. С одной стороны, в этом есть свой резон, если их объединяет тема или настроение. С другой стороны, сразу видна разница в шлифовке: последние по времени тексты выглядят стилистически более неряшливыми, торопливыми, мо- жет быть, недостаточно отлежавшимися. А ведь должно быть наоборот: читатель

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2