Сибирские огни, 2018, № 4

Америке. Внешне отрабатывается по- ложенный ковбойский репертуар: салу- ны, блондинки, грохот кольтов. Но весь приключенческий пафос нивелируется фактом съемок похождений Бестужева на камеру. Таким способом заправилы рождающегося в те годы Голливуда хо- тели добиться эффекта присутствия, что неизбежно должно было положительно отразиться на кассовых сборах. В отличие от искусственных, целлулоидных амери- канских «подвигов», в Шантарском крае героев Бушкова ждут настоящие испыта- ния, где смерть приходит по-настоящему, без пистонных выстрелов и назойливого присутствия кинокамеры. Бушков в цикле использует характер- ный прием, перемещая своих героев из ре- алистического хронотопа в одном романе в пространство мифическое — в другом. «Бесшовный» переход позволяет создать замкнутый самодостаточный универсум, персонажи которого «не замечают» рас- хождений двух его измерений. Конечно, мы не отрицаем родимых пятен массовой литературы, хорошо заметных в слишком обширном творчестве писателя. Это и об- легченность психологических портретов героев, и явная шаблонность сюжетных ходов, как и «неожиданных» авантюрных поворотов. Но наличие названных черт не делает множество других современных российских сочинителей популярными. Бушков сумел одной ногой шагнуть за гра- ницу массовой литературы — на террито- рию, позволившую ему занять особое ме- сто среди популярных российских авторов. Нельзя сказать, что А. Бушков — единственный сибирский автор, удачно использующий приемы мифологизации в своем творчестве. Примеры подобного подхода мы находим в серии «Сибири- ада» издательства «Вече». Сама серия — уникальное явление в отечественном книгоиздании. Уже больше десяти лет она знакомит читателя с книгами, посвящен- ными истории Сибири, ее вымышленны- ми и реальными героями. Среди десятков авторов различной стилистической и жан- ровой направленности, разнесенных во времени и пространстве, мы можем найти писателей, алхимически эксперименти- рующих с историческими и фэнтезийны- ми началами. К числу таких книг можно отнести романы В. Дегтярева «Золото Югры», «Охотники за курганами». Осо- бенно это относится к последнему роману, в котором читателю предлагается весьма вольная интерпретация истории Сибири второй половины XVIII в. Сама завяз- ка сюжета — попытка иезуитов исполь- зовать сокровища сибирских курганов для «окатоличивания» жителей Сибири — рождает вопросы относительно исто- рической достоверности романа. Но эти вопросы снимаются по мере знакомства читателя с историей противоборства кня- зя Гарусова с эмиссаром ордена Полоч- чио-Колонелло. Совместное путешествие по Сибири посланца иезуитов и Гарусова, личного агента Екатерины II, с разбой- никами, мистическими откровениями, за- шифрованной картой сокровищ — все это и образует сюжет романа. Ради справед- ливости отметим, что автору не удалось достичь абсолютной гармонии в тексте, некоторые части которого, как, напри- мер, фольклорные изыскания, носят явно искусственный характер по отношению к повествованию. Но в целом благодаря со- единению проработанного исторического пласта с его мифологической интерпрета- цией возникает внутренне непротиворе- чивый и одновременно многоуровневый авторский текст — источник читательско- го интереса к книге. Подводя итоги, отметим, что мы не собирались создавать «формулу сибир- ского бестселлера», главное в котором, конечно, талант автора, что невозмож- но рецептурно выписать в критической статье. Речь идет о вероятном пути его создания, отвечающем запросу времени. Главная, почти детективная интрига: кто и как реализует накопленный сибирской литературой потенциал?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2