Сибирские огни, 2018, № 4

182 добрый дракон, гномы, злой дракон, вол- шебники и, естественно, котики. Подобный дебют не мог остаться незамеченным и неоцененным, и одно- именной премии удостоился второй роман автора. А. Приставкин, вручая автору премию «Дебют», отметил сходство ро- мана Буркина «Фавн на берегу Томи» с прозой Б. Окуджавы. Достаточно двой- ственный комплимент, учитывая некото- рые особенности исторических романов последнего. Уже из названия следует, что автор решил на этот раз скрестить мифическое с реальным на материале Сибири. По- следняя появляется там далеко не сразу, отступая перед мистическим. Главный герой — учитель словесности Дмитрий Борисович Бакчаров, любовная лодка которого наткнулась на мель, отправля- ется из Польши в добровольное изгнание (опять наш навязчивый мотив) в озна- ченную Сибирь. В поезде он знакомится с таинственным и непростым человеком. Об этом говорит хотя бы то, что сам не- знакомец представляется как Иван Алек- сандрович Говно, хотя в его визитной карточке значится «Иван Александрович Человек». Иван Александрович, не будем уточнять фамилию, следуя правилам изо- щренной литературной игры сочинителя, сопровождает героя в его несколько уны- лых странствиях. Где-то он ведет себя как человек, где-то полностью соответствует тому, как он представился герою и чита- телям. За сибирский колорит отвечают: ямщик Борода — песенно богатый, гро- мадного роста и в светлых лаптях, русал- ки, ведьма Зилимиха и тиф несчастного учителя, призванный сгладить сюжетные провалы. В этой связи известный критик Л. Данилкин не без тревоги информиро- вал читателя о том, что «есть сведения, что перед нами лишь первая часть буду- щей трилогии». Отметим, что Приставкин не зря сравнивал прозу Буркина с исторически- ми романами Окуджавы. Автор не чужд поэзии, один из образцов которой мы и приводим: Ах, кто это там, прячась за розовыми кустами, Со мной, ловцом коварным, играет звонким взглядом? Может статься, девочка с оранжевыми губами И прелестно мальчишечьим задом? Нужно сказать, что на этом экспери- менты молодого автора со смешением ус- ловно «мифического» с «историческим» в рамках «серьезной прозы» заканчива- ются. В дальнейшем он без особого эн- тузиазма пытался продолжить семейную франшизу «Остров Русь», начатую его отцом Ю. Буркиным в соавторстве с С. Лукьяненко в девяностых годах про- шлого века. Продолжение еще раз, к счастью читателей, ограничилось только одной книгой. Но мы не будем ограничиваться при- мерами не слишком удачного комбиниро- вания названных элементов при наличии достаточно удачных проектов. Их мы видим в сегменте, внешне далеком от се- рьезной прозы. Прежде всего следует об- ратить внимание на такого раскрученного автора, как А. Бушков, — заслуженного многостаночника массовой литературы, автора десятков книг различных жанров: от фэнтези, уголовных романов до «исто- рических исследований». Несмотря на всю пестроту творчества писателя, в его основе находится концептуальное ядро — миф о Шантарске и Шантарском крае, прообразами которых выступает Крас- ноярск и, соответственно, Красноярский край. Бушков не просто переназывает реальные географические объекты. По сути, он создает свой вариант альтерна- тивной, мифической истории Восточной Сибири, имеющей собственную хроно- логию и внешне совпадающей с истори- ей России. Один из его серийных геро- ев — Алексей Бестужев — исполнил мечту чеховских мальчиков, побывал в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2