Сибирские огни, 2018, № 4

181 ловека». Афоризм содержит в себе мрач- новатые инварианты, предлагающие, на- пример, подозревать в каждом сибиряке убийцу. Естественно, что в соревновании «имиджей» Сибирь безнадежно про- игрывала своему заочному заокеанскому конкуренту. Вспомним хрестоматийный рассказ Чехова «Мальчики», герои ко- торого — юные «искатели приключений» — планируют побег именно в Америку, страну «индейцев» и «бизонов», в кото- рой «вместо чая пьют джин», игнорируя при этом наличие собственного «Дикого Запада». Символично, что в Америку герои собираются бежать как раз транзи- том через Сибирь: « — Сначала в Пермь… — тихо говорил Чечевицын… — оттуда в Тю- мень… потом Томск… потом… потом… в Камчатку… Отсюда самоеды переве- зут на лодках через Берингов пролив… Вот тебе и Америка… Тут много пуш- ных зверей. — А Калифорния? — спросил Во- лодя. — Калифорния ниже… Лишь бы в Америку попасть, а Калифорния не за горами. Добывать же себе пропитание можно охотой и грабежом ». Однако все это сторонний и доста- точно давний взгляд на Сибирь. А что же наши земляки и современники? Показателен в этой связи пример такого незаурядного, пользующегося за- служенной известностью и в Сибири, и за ее пределами писателя, как М. Тарков- ский, — автора повестей и рассказов о суровой жизни обитателей Туруханского края. Именно там он и живет уже более тридцати лет — среди своих героев, при- меряя на себя их быт, образ жизни. В од- ном из интервью Тарковский сравнивает писательство с охотой: правильно найден- ное слово или образ отождествляется с метким выстрелом. Высшим достижени- ем творчества он называет «истинность детали», рождающую чувство доверия у читателя. И хотя содержание прозы Тар- ковского далеко не сводится к бытописа- тельству и этнографическим очеркам, тем не менее на новом витке развития мы по- лучаем нечто сходное с, казалось бы, уже пройденными канонами позапрошлого века. Сибирь — как место добровольно- го, вынужденного ли изгнания, край ис- пытаний и выковки характера. Видимо, следует признать: борьба с негативным имиджем при помощи чисто реалистического письма приводит только к его частичной модификации и не может повлиять на кардинальную пересборку образа. Отметим, что современные сибир- ские писатели осознают потребность в освоении новых повествовательных и сюжетных приемов. Зачастую это прини- мает экстравагантные формы. Молодой томский автор С. Буркин в 2006 г. выпу- скает роман с многообещающим названи- ем «Волшебная мясорубка». Название не обманывает. И то и другое присутствует в романе. В обратной последовательности. Впрочем, он начинается как история о трех юных немцах, в 1944 г. призванных в гитлерюгенд. Новобранцы под руко- водством опытных наставников, которые им устраивают даже «домашние празд- ники», достойно, с огоньком овладевают азами военной науки. Автор сразу дает понять, что герои, «маленькие солдаты» — хорошие ребята и они не должны по- гибнуть в осаждаемом Кенигсберге. Тем более что ребята обладают еще одним примечательным положительным каче- ством: они любят котиков. Предполагает- ся, что штурмующие столицу Восточной Пруссии к кошачьим равнодушны, поэто- му молодой автор предпочел их не персо- нализировать. Понятно, что такие замечательные персонажи, как Михаэль, Франк, Виль- кене, вообще-то обречены, как это ни банально. Но их спасает котик — уводит в волшебную страну. О дальнейшем труд- но говорить, укажем лишь на некоторых обитателей арийской Нарнии. В наличии:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2