Сибирские огни, 2018, № 4
179 Вышедший в начале века роман А. Иванова «Сердце Пармы» практиче- ски мгновенно обрел литературное при- знание, став предметом не только про- фессионального разбора, но и послужив поводом для многочисленных обсужде- ний в среде его (по)читателей. Одной из тем стал вопрос об использовании в рома- не «боевых лосей», на которых «шаманы- смертники» мчались в атаку на воинов московского князя, пожелавшего присо- единить к своему растущему и крепнуще- му царству пермские земли. Многочис- ленные историки с энтузиазмом, переходя границы правил «научных дискуссий», доказывали невозможность «сомнитель- ной» сцены, ссылаясь на документы, сви- детельства археологических исследований и прочие «неопровержимые данные нау- ки». Но бешеные рейды парнокопытных настолько прочно вплавлены в роман- ное пространство («а лоси все скачут и скачут»), что отделение «реального» от «нереального» представляется просто не- возможным. Подобный сплав историч- ности, фэнтезийности и психологической точности в описании внутреннего мира героев рождает эффект «удвоения до- стоверности». Внешне нереалистичные, «волшебные» элементы повествования парадоксально подтверждают истинность и внутреннюю непротиворечивость всего пространства текста. Понятно, что ураль- ский писатель не является первооткры- вателем подобных приемов, освоение и внедрение которых следует отнести к на- чалу прошлого века. Пунктирно обозна- чим ряд авторов, формально относящихся к разным стилистическим и культурным практикам, но использующих подобные сюжетные и повествовательные ходы. Это Л.-Ф. Селин, Г. Грасс, Г. Г. Маркес, Д. Фаулз, М. Павич, П. Зюскинд, Мо Янь. Позволим себе небольшое теорети- ческое отступление, объясняющее вос- требованность и даже необходимость подобных приемов в современной лите- ратуре. То, что мы называем реализмом в различных его вариантах: от критиче- ского до социалистического, имеет общее основание — претензию на объективное воссоздание действительности. Литера- тура, как и искусство в целом, пыталась преодолеть условность, склонность к иде- ализации, чрезмерную авторскую субъек- тивность. В наиболее чистом виде вопло- щение принципов подобного толкования реализма мы можем найти в натурализ- ме, оказавшем огромное воздействие на литературу Франции, Англии и США. Писатель тогда уподоблялся исследова- телю, методично переносящему на стра- ницы книги полученные и обработанные им «научные», «объективные» данные. Но, как часто это бывает, именно наука прервала триумфальное шествие «науч- ной» литературы и привела к общему кризису реализма в искусстве. Напри- мер, развитие фотографии нанесло прак- тически фатальный удар по портретному и пейзажному жанру. Художники были К Р И Т И К А. Л И Т Е РАТ УР О В Е Д Е Н И Е Михаил ХЛЕБНИКОВ В ОЖИДАНИИ ТОПОТА «БОЕВЫХ ЛОСЕЙ»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2