Сибирские огни, 2018, № 4

175 ОЛЕГ СИДОРОВ (АМГИН) «МНОЙ ОСТАВЛЕННЫЕ ПЕСНИ В СТОЛЕТЬЯХ СОХРАНИТ НАРОД...» В 1934 г. состоялся I Всесоюзный съезд советских писателей. Основой для этого стала принятая 23 апреля 1932 г. программа ЦК ВКП(б) «О перестрой- ке литературно-художественных организаций». На съезде было объявлено о приверженности советских писателей принципам социалистического реализма. Их озвучил Максим Горький: правдивое изображение действительности в ее революционном развитии, сочетание исторической конкретики с героикой и ро- мантикой. Во главу угла были поставлены идейность, партийность и народность. Эти принципы стали базовыми для программ всех творческих союзов, пришед- ших на смену ликвидированным творческим объединениям 1920-х. Якутских писателей на съезде представляли Платон Ойунский и Николай Мординов-Амма Аччыгыйа. На съезде Ойунский был избран членом правле- ния Союза писателей СССР. А 2—11 декабря 1934 г. в Якутске была проведе- на Первая Всеякутская конференция писателей. Якутские писатели также объ- единились в единую организацию и избрали своим руководителем Ойунского, находящегося в Москве, с его согласия. Новое творческое объединение собрало не только писателей — по насто- янию Платона Ойунского в него включили и народных исполнителей-олон- хосутов. В Союз писателей были приняты народные певцы и импровизаторы Н. А. Абрамов-Кынат,И. И. Бурнашев-Тонг Суорун, Д.М. Говоров, С. А. Зве- рев-Кыыл Уола, Е. Е. Иванова, Н. И. Степанов-Ноорой, М. Т. Шараборин- Кумаарап, П. П. Ядрихинский-Бэдьээлэ и др. Это было знаковое решение для всей якутской культуры. Ойунский получил поддержку, признание своих убеж- дений, своей роли как объединителя, моста между двумя разъединившимися, казалось, мирами: советским и мифологическим. Союз стал реальной трибуной для реализации творческих устремлений и планов. В 1936—1937 гг. Ойунский пишет серию статей о будущем якутской сло- весности. В 1935 г. в качестве председателя комитета нового алфавита готовит доклад «О якутском языке и путях его развития». В нем он обосновывает свое видение дальнейшего развития языка. Сомнения — вещь совершенно естественная для писателя, для человека, который ищет свой путь, свой почерк. Ойунский не был исключением. В по- исках ответов на свои сомнения и вопросы он обратился к истории. И написал три произведения, которые с течением времени вызывают все больше и больше вопросов. Их объединяет главная мысль: гибельность личной, ничем не ограни- ченной власти. Как предупреждение, как предостережение. В 1929 г. Ойунский завершил «Кудангсу Великого», одно из самых зага- дочных своих произведений. Однако аллегорические, полные тайных смыслов и предсказаний, не до конца понятые произведения в его творчестве не ограни- чиваются «Кудангсой Великим». Это и «Красный Шаман», и «Александр Ма- кедонский», и «Соломон Мудрый», и «Кэрэкэн», и олонхо «Ньургун Боотур Стремительный». Но «Кудангса Великий» имеет другое значение, более эпиче- ское — именно как произведение, соединившее мифологические представления народа с новой мифологией ХХ в. В самом его начале автор задается вопросом: Когда, с каких пор имеющий облик человеческий достославный саха впитал в свою алую, горячую кровь, в свой белый, бурлящий мозг неугасимое пламя спора-раздора между голодным и сытым, между рабом и господином и одер- жим тем неимоверно? 21 21 Здесь и далее перевод «Кудангсы Великого» и «Александра Македонского» А. Борисовой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2