Сибирские огни, 2018, № 4

173 ОЛЕГ СИДОРОВ (АМГИН) «МНОЙ ОСТАВЛЕННЫЕ ПЕСНИ В СТОЛЕТЬЯХ СОХРАНИТ НАРОД...» боту в сфере просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, и это открывает новые возможности, например, для того, чтобы перенести проблему изучения якутского языка и письменности на более высокий государственный уровень. Для него было важным решение таких хозяйственных вопросов, как строительство школ, которых катастрофически не хватало, укрепление базы ме- дицинских и просветительских учреждений, работа по отделению хотонов (по- мещений для скота) от жилья. Также стояла задача ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Платон Алексеевич занимался и такими перспек- тивными вопросами, как вопросы интенсивной подготовки кадров для различ- ных отраслей хозяйства. Созданная им комиссия в 1930 г. направила на учебу в центральные вузы 223 человека. В том же году в Иркутском пединституте открылось якутское отделение. Для Якутии 1927 г. стал годом ожесточенных споров о будущем республи- ки. Весной началось выступление группы П. В. Ксенофонтова за повышение статуса республики до союзной, за пропорциональное представительство якутов в Совете национальностей СССР и органах республиканской власти, за отделе- ние партии от государства и предоставление большего самоуправления местным органам власти. 28 сентября было заявлено о создании Младоякутской наци- ональной советской социалистической партии конфедералистов. Выступление Ксенофонтова и его соратников, известное как «восстание конфедералистов», или «ксенофонтовщина», было жестоко подавлено в начале 1928 г. Историк Е. П. Антонов отмечал: Повстанчество 1927—1928 гг. в первую очередь явилось следствием на- циональной политики, проводившейся местными партийно-советскими орга- нами. С узурпацией власти в стране генеральным секретарем ЦК ВКП(б) И. В. Сталиным и началом формирования тоталитарной империи статус ав- тономии для ЯАССР фактически утратил свое подлинное содержание и превратился в пустую декларацию. После заключения Союзного договора 1922 года стали ущемляться права не только личности, но и целых наций, на- чала осуществляться политика сверхцентрализации, складываться сталинская унитарная система «автономий». Открыто проявлялся шовинизм русских чи- новников в партийно-советских, административных и хозяйственных органах, расцвели бюрократизм, взяточничество и «комчванство». 18 Надвигался 1928-й — год особой комиссии Яна Полуяна и упомянутого нами постановления ЦК ВКП(б) «О положении в Якутской организации», ко- торое стало поводом для обвинений местной интеллигенции в контрреволюцион- ной деятельности, национализме, шпионаже в пользу Японии и т. д. В такой обстановке летом 1927 г. Платон Ойунский завершает рассказ «Великий столетний план», первое литературное произведение в якутской ли- тературе, написанное в жанре утопии. Этим рассказом Платон Ойунский вво- дит в якутскую литературу образец нового жанра, переплетает мифологическое мировосприятие, присущее якутам, с новыми веяниями в литературе. В этом состоит авангардность этого рассказа и в целом творчества Ойунского. Сама фантасмагоричность сюжета олонхо, его эпический стиль с легким налетом сар- казма, гротескности вдохновили Ойунского на создание этого рассказа, кото- рый он сам назвал «зарождающимся олонхо». Очень важно понимать, как мне 18 Антонов Е. П. Движение конфедералистов в Якутии (1927—1928 гг.) // Сибирская заимка. Исто- рия Сибири в научных публикациях [Электронный ресурс] / http://zaimka.ru/antonov-rebel/

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2