Сибирские огни, 2018, № 4
171 ОЛЕГ СИДОРОВ (АМГИН) «МНОЙ ОСТАВЛЕННЫЕ ПЕСНИ В СТОЛЕТЬЯХ СОХРАНИТ НАРОД...» Для Ойунского мир, как и шахматная доска, «восьмидорожен», для чело- века в нем открыты многие пути, но только один из них ведет к постижению правды. По прошествии времени уходит в небытие поверхностное восприятие драмы как описания революционных событий 1917—1920-х гг. «КрасныйШа- ман» — ни в коем случае не политический памфлет, а произведение на вечные темы любви к людям, власти, долга, чести, веры. Начав писать «КрасногоШамана» в 1917 г., Платон Ойунский постепенно вырастает из революционных «пеленок», становится великим поэтом якутской земли, страны олонхо, которую сам и создавал своими произведениями. Его сти- хи приобретают философскую основу. По определению литературоведа Василия Протодьяконова, «Красный Шаман» — это философская драма, размышления о месте человека в Срединном мире, о его созидающей и разрушающей безднах, о борьбе двух начал, светлого и темного, о двуединой сути человека. Поступками и делами Шамана автор передает свое видение и понимание мира. Голосом Красного Шамана он говорит о сути жизни на земле: Горем мир наш гложется, Горе в мире множится… Счастья в мире не найдешь, Счастье — сказки, счастье — ложь… Черство небо… Небо глухо… Человек! Не падай духом! Из-под молний, из-под града, Из кровавой тьмы и смрада, От порога бездны черной Отрывайся, обреченный! Стон прерви, почувствуй силу, Стань орлом, взлети к светилу — И вкуси лучей сиянье И победы ликованье Вылей в выдохе последнем! Вот спасенье в мире Среднем… В этих словах весь Ойунский — великая и трагическая фигура ХХ в. Поэт и революционер. Писатель и публицист. Романтик и прагматик. Идеалист и ма- териалист. Созидатель и государственник. Борец за самоопределение и за един- ство. Для него вся его жизнь есть борьба, а борьба — это не только физические, но и душевные усилия. По сути, как понимает Красный Шаман, борьба — это душевные усилия и воля, направленные на преодоление преград, это столкно- вение разных интересов и мнений. Но в конечном счете борьба, как показыва- ет Ойунский, есть и взаимодействие противоположных мнений, их творческое развитие в философском смысле. Получается, что борьба, и это очень важ- но, — источник развития, движения вперед. В конце драмы герой не умирает физически, а отказывается от своей шаманской силы, которая преобразовыва- ется в другую, более отвечающую тогдашнему общественному запросу силу. По определению культуролога и философа Алексея Радугина, «русские сим- волисты (Вяч. Иванов, А. Белый, В. Хлебников, ранний А. Блок) провозгла- сили сознательную, теоретически оформленную установку на миф, фольклор, архаику, корнесловие» 16 . И якутский символист Ойунский неотделим в своих 16 Радугин А. А. Культурология. М., 2001. С. 225.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2