Сибирские огни, 2018, № 4
169 ОЛЕГ СИДОРОВ (АМГИН) «МНОЙ ОСТАВЛЕННЫЕ ПЕСНИ В СТОЛЕТЬЯХ СОХРАНИТ НАРОД...» Обратимся к воспоминаниям народного писателя Якутии Николая Морди- нова-Амма Аччыгыйа: Чрезмерно ретивые в рапповские времена якутские критики неистово ца- рапали Ойунского за его превосходную поэму «Красный Шаман». «Архаизм, символизм, шаманизм, мистика» — как только не крестили они эту поэму! И вот в самый разгар шумихи 20 апреля 1928 года в «Правде» появляется приветствие Горького литераторам Сибири, где была высоко оценена эта по- эма, с которой всеведущий Горький был уже знаком по подстрочному переводу. Критики, разумеется, сразу притихли, но спустя год-два взялись «изобличать» Ойунского в «безыдейности» за его титанический труд но воссозданию якут- ского героического эпоса-олонхо «Ньургун Боотур Стремительный»… Как часто родная Москва спасала нас от нас самих! 12 В то время писатели Сибири предпринимали попытки объединиться в твор- ческий союз, но этого не случилось из-за идейных разногласий и давления из Москвы. Съезды сибирских писателей проходили дважды. Первый прошел в октябре 1925 года: у литераторов, группировавшихся вокруг «Сибирских огней», воз- никла мысль о создании единой организации сибирских писателей. Образова- лась инициативная группа, а затем оргбюро, которое, используя связи журнала, создало 12 групп во всех крупнейших городах Сибири. В марте 1926 года в Новосибирске открылся Первый съезд сибирских писателей. Участники съезда утвердили устав и «платформу» Сибирского союза писателей, объединившего более ста литераторов. На съезде были рассмотрены коренные проблемы доре- волюционной и современной литературы Сибири, решены многие организаци- онные, издательские и правовые вопросы. Несмотря на отдельные недостатки в работе и решениях съезда, он явился, по общему признанию, рубежом, пере- ход которого знаменует начало организованного строительства литературы. 13 В Якутии не было организовано отделение Союза, и нет свидетельств участия якутских писателей в сибирском писательском движении тех лет. С другой сторо- ны, мы можем констатировать, что Платон Ойунский был в курсе всей этой исто- рии по созданию Союза. Он, будучи наркомом просвещения, в 1928 г. высказал мысль об объединении писателей в статье «О мероприятиях по развитию якут- ской национальной культуры», опубликованной в Бюллетене НКПЗ ЯАССР: «Считать необходимым объединение всех литературных сил края в единый союз писателей во главе с научно-художественным Советом, а также считать необхо- димыми командировки в центр на повышение квалификации особо заслуженных лиц». Возможно, на эту его позицию повлияла и идея сибирских писателей. «Неистовство и мощь, живущие в огне...» Шаман, да еще Красный! Естественно, это сразу приковывает внимание читателей. Почему же Платон, член большевистской партии, взялся за пере- осмысление места и роли шамана в якутском обществе? В этом проявилось его глубокое понимание души своего народа, его истории и культуры. Весь окружа- ющий мир якутами воспринимался через шамана, связывавшего людей с миром 12 Мординов Н. Е. Живой наш современник // Слово о Платоне Ойунском. Якутск, 1985. С. 39 — 40. 13 ЛитератураСоветскойСибири // ЗападнаяСибирь: география, города, природаиприродные зоны [Электронный ресурс] URL: http://sibering.ru/history-of-siberia-siberia-during-the-construction-of-socialism/ beginning-of-the-socialist-reconstruction-of-the-economy-1926-1928-gg/160-references-soviet-siberia.html См. также: Яранцев В. Литература Сибири или сибирская литература? // Сибирские огни, 2013, № 11.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2