Сибирские огни, 2018, № 4

167 ОЛЕГ СИДОРОВ (АМГИН) «МНОЙ ОСТАВЛЕННЫЕ ПЕСНИ В СТОЛЕТЬЯХ СОХРАНИТ НАРОД...» ные кружки и имели с нами сношение для близкого духовного объединения и для поддержки друг друга, чтобы пышно возродилась наша родная культура на заре новой свободной жизни — человечества, чтобы началась у нас эра новой жизни, жизни творчества и самодеятельности. 6—17 октября 1917 г. в Томске прошел первый Сибирский областной съезд, избравший Сибирский областной совет. Съезд постановил, что Сибирь должна обладать всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти, иметь Сибирскую областную думу и кабинет министров. Предусматри- валась возможность преобразовать Сибирь в федерацию. Платон участвовал 6—15 декабря в работе Чрезвычайного Сибирского об- ластного съезда, принявшего решение о необходимости «приступить к органи- зации временной сибирской социалистической власти» и с этой целью назначив- шего на 8 января 1918 г. открытие Сибирской областной думы. Для подготовки открытия думы съезд избрал Временный Сибирский областной совет во главе с Г. Н. Потаниным. Именно в Томске Платон пишет процитированное выше письмо — сво- еобразный манифест, в котором он изложил свои взгляды на происхождение, культуру и исторические перспективы якутского народа. Возможно, с высоты сегодняшнего дня не все в этом письме покажется верным. Но его размыш- ления интересны не только исторически, в них проявляется позиция будущего литератора и ученого, человека, который будет определять направление государ- ственной политики в сфере искусства, культуры и науки. Ойунский, которому тогда исполнилось всего 24 года, открыто объявляет о своей готовности взять ответственность за будущее народа, за просвещение народа, культуру и науку. В дальнейшем он шаг за шагом будет воплощать в действительность эти свои воззрения. Время выявит и тех, кто будет думать и действовать в духе его «ма- нифеста», кто вольется в коллектив единомышленников, — и противников, от- крытых и до поры до времени тайных. Следующая его встреча с Сибирью связана с самым знаменитым произведе- нием писателя — песней-олонхо в четырех действиях «Красный Шаман». Ока- завшись волею судьбы в Томске, а позже став учителем в селе Казанка, Платон Слепцов, тогда совсем еще молодой человек, уже успевший познать вкус победы и горечь поражения, но не сдавшийся, начал одно из самых своих трагических произведений и работал над ним в течение семи лет. На написание Платона вдохновили его боль и думы о времени, о судьбе своего народа, очертания его будущего пути, казавшиеся ему тогда ясными и четкими. Одно из самых значительных произведений Платона Алексеевича, «Крас- ный шаман» стал визитной карточкой якутской литературы (естественно, за ис- ключением семнадцати лет запрета и умолчания). Удивительно, как социалисти- ческий реализм мог присвоить себе это произведение, мало что общего имевшее с его теориями! Возможно, помогла мысль товарища Сталина, сказавшего, что пролетарская культура должна быть «национальной по форме, социалистиче- ской по содержанию». Эта самая национальная форма не раз спасала произ- ведения Ойунского от бдительных партийных цензоров, но самого его спасти не смогла… Не все было гладко у «Красного Шамана» уже в начале пути. Ойунский обвинялся во всех грехах, но сумел одержать победу над своими противниками, «северными рапповцами». Отвечая на статью Кюндэ «Фатализм, мистицизм и символизм в произведениях якутских писателей» в газете «Автономная Яку- тия» от 17—18 марта 1926 г., он пишет сатирическое стихотворение «Похо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2