Сибирские огни, 2018, № 4

166 ОЛЕГ СИДОРОВ (АМГИН) «МНОЙ ОСТАВЛЕННЫЕ ПЕСНИ В СТОЛЕТЬЯХ СОХРАНИТ НАРОД...» губернского совета. В июне он возвращается в Якутск в качестве инструктора Центросибири по организации советской власти в Якутии. После свержения советской власти в Якутске в октябре возвращается в Томск и до мая 1920 г. работает учителем Казанской начальной школы. Томск был притягателен для молодежи сибирских народов как крупнейший научно-образовательный центр, кузница кадров для всей русской Азии. Как подчеркивает исследователь О. К. Абрамов: «Томск в начале XX в. становит- ся одним из центров революционного марксизма. Молодежь оказывалась под всплеском сильнейшего идеологического воздействия, агитации и пропаганды. Что повлияло на выбор судьбы многих из них» 11 . С Томском связаны имена трех лидеров сибирских национальных республик: Платона Ойунского, а также бурят Элбека-Доржи Ринчино (1888—1938) и Михея Ербанова (1889— 1938). Участие в общественно-политической жизни Томска укрепило убежде- ние Платона о возможности автономии для Якутии. В письме от 21 сентября 1917 г. он рассуждал: В томской общественной жизни и общественных мнениях нет определен- ной политической физиономии, а есть одно вечное колебание между настоящим и неизвестным будущим, между случайностью и неопределенностью. Жизнь общества исходя из общества становится для общества непонятным, туманным призраком, и нет конца недоумению и недоразумению общества. Граждане то- варищи! Революция, вышедшая из глубины народной массы, убаюканная на- родным невежеством и темнотой — очень ужасна, ибо многомиллионный на- род, как буря на океане волнуясь, своим течением заглушает их голоса, которые до революции и бури — ярким светочем горели на горизонте новой жизни, и получается горькое растворение великих в море малых. Мы дожили до тако- го момента, в котором следует напрягать все свои силы и способности и стать на защиту свободы и полноправия граждан и гражданок Русской республики перед бурей реакции, и в частности Якутской области, ибо идет теперь во всей Республике мощное течение национального самоопределения на началах феде- ративной автономии всех народностей. Главное внимание вы должны обратить на автономию Сибири, где инородческие населения все идут навстречу полной автономии Сибири и национальному самоопределению на федеративных на- чалах. Мы, якутская молодежь в г. Томске, в центре главного научного образо- вания Сибири, горя желанием принести пользу своему родному краю и народу, сочли своим долгом объединиться между собою и организовать национальный якутский центральный кружок и работать на благо родного края, чувствуя, что в данное время нужны и крайне необходимы работники для ведения дел нового нашего земства, для правильной постановки дела народного и национально- го образования и для поднятия уровня экономического благосостояния якута. Поэтому задались целью организовать центральный кружок, где могли бы наши товарищи подготовиться теоретически к практической работе, и работать практически самому, и проявлять первые дары деятельности и талантливости на заре нашей жизни, и быть посредником между нашим народом и другими сибирскими инородческими племенами, будущими нашими соратниками в де- лах процветания международного блага и союза общесибирских племен. Мы ищем нравственной и материальной поддержки родной земли, чтобы наши на- мерения были горячо поддерживаемы родным народом и чтобы повсюду рат- ники нашего дела, задавшиеся нашими идеями, организовались в националь- 11 Абрамов О. К. Молох ГУЛАГа: сходство судеб трех лидеров сибирских национальных республик (Платон Ойунский, Элбек-Доржи Ринчино, Михей Ербанов) / О. К. Абрамов // Тоталитаризм и тоталитарное сознание. Томск, 2015. Вып. 13. С. 106 — 120. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/ manager/Repository/vtls:000514173.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2