Сибирские огни, 2018, № 4
165 ОЛЕГ СИДОРОВ (АМГИН) «МНОЙ ОСТАВЛЕННЫЕ ПЕСНИ В СТОЛЕТЬЯХ СОХРАНИТ НАРОД...» Платон Ойунский был очень душевным, ранимым человеком. Романтиче- ским и пылким. Иначе он бы не написал свои гениальные произведения и не добился бы невозможного — статуса автономной республики для Якутской об- ласти. Так Платон Алексеевич Ойунский (1893—1939), потомок старинно- го рода шаманов-ойунов, становится знаковой фигурой современной якутской культуры, художественного слова и науки. Он писатель, поэт, ученый, политик, мыслитель — и наравне с Максимом Аммосовым (1897—1938) и Исидором Бараховым (1898—1938) по праву считается одним из основателей государ- ственности современной Республики Саха. Платон Алексеевич был первым председателем Совета народных комисса- ров Якутской АССР (июнь 1922 — январь 1923) и председателем Централь- ного исполнительного комитета Якутской АССР (январь 1923 — июль 1926). Сибирь в судьбе Платона Ойунского Возвращение произведений Платона Ойунского широкой читательской аудитории начинается после его реабилитации постановлением Прокуратуры ЯАССР от 15 декабря 1955 г. и восстановления 25 января 1956 г. в правах члена Союза писателей СССР. Пятнадцатого февраля 1956 г. на заседании се- кретариата Якутского обкома КПСС была образована комиссия по изучению литературного и научного наследия П. А. Ойунского и подготовке к изданию его избранных литературных и научных произведений под председательством Василия Протодьяконова-Кулантая, тогдашнего председателя Союза писателей Якутии. Первая подборка стихотворений Платона Ойунского после реабилитации выходит в № 6 (ноябрь—декабрь) журнала «Сибирские огни» за 1956 г. под рубрикой «Поэты народов Сибири». В переводе Александра Лаврика были опубликованы три стихотворения П. Ойунского: «Песня Свободы», «Желез- ный конь» и «Я метко стреляю…». Эта скромная публикация имела решающее значение для начала общественной реабилитации писателя. Переводчик, поэт, прозаик, журналист Александр Григорьевич Лаврик (1915—1979) к тому времени более двадцати лет проработал в Якутии и переводил произведения якутских авторов. Примерно через год, в декабре 1957 г., журнал «Новый мир», который редактировал тогда Константин Симонов, публикует статью кандидата фило- логических наук Иннокентия Пухова «Платон Ойунский (1893—1939)» и подборку стихов Ойунского разных лет, состоящую из восьми произведений. В 1959—1962 гг. вышло в свет подготовленное самим Ойунским шеститомное собрание сочинений, оттиски и корректура которого, сделанные в 1938 г., были чудом сохранены. Так началось возвращение имени Платона Ойунского в об- щественное сознание, хотя и в усеченном варианте. Вплоть до 1990-х гг. многие факты умалчивались, он подавался только как поэт-революционер, большевик, один из организаторов автономной республики. До окончательного возвраще- ния было еще далеко. Оно наступит только в начале 1990-х. Сибирь имела в судьбе Платона важнейшее значение как культурный и интеллектуальный мост, соединяющий восток страны с Центральной Росси- ей. Идеи и взгляды сибиряков повлияли на его общественно-политические и творческие устремления. С Сибирью его связал город Томск, где он учился с сентября 1917-го по май 1918 г. в Томском учительском институте. С марта по май 1918-го он — инструктор по организации советской власти Томского
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2