Сибирские огни, 2018, № 4
164 ОЛЕГ СИДОРОВ (АМГИН) «МНОЙ ОСТАВЛЕННЫЕ ПЕСНИ В СТОЛЕТЬЯХ СОХРАНИТ НАРОД...» Денисович Неустроев (1895—1929), просветителей Василия Васильевича Никифорова-Кюлюмнюра (1866—1928), Гавриила Васильевича Ксенофон- това (1888—1938). 18 июня 1926 г. в опубликованном в газете «Кыым» прощальном слове об А. Е. Кулаковском Платон Ойунский называет Ексекюлях Елексея «отцом ху- дожественного Слова (творческого слова)» и подчеркивает его роль в культуре Якутии: Ексекюлях Елексей не только поэт, он исследователь древней якутской истории. Якутский народ потерял лучшего поэта, первого исследователя из якутов… Умер Ексекюлях, но остались его исследования, значение которых из года в год будет только расти. Написанные стихи, напетые тойуки, исполнен- ные песни — из века в век в народе саха будут передаваться, изучаться. Память о рождении, жизни и творчестве Ексекюляха осталась, творческим словом преображенный лик его не исчезнет, не умрет… Пусть исполнится Ексекюлях Елексея завещание: «Творческое слово за- сияет!!! Слово проникновенное воспламенится!!!» Ексекюлях Елексей — прощай!!! 10 П. А. Ойунский в 1920—1930-е гг., когда начинал вплотную заниматься научным изучением олонхо, особый интерес проявлял к вопросу о происхожде- нии якутов и к их древней системе верований. Этот интерес, на наш взгляд, был продиктован его восприятием олонхо как источника устной истории народа и религиозных взглядов якутов. Он рассматривал эти вопросы в работах «Якут- ская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание» в 1927 г., «Происхождение якутов» в журнале «Чолбон» в 1928 г. В конце 1920-х гг. он обращается к вопросам религии. В 1928-м публикует в «Чолбон» статью «О происхождении шаманизма», а в 1930 г. брошюру «О происхождении религии» с уточняющим подзаголовком «Злой дух-бог, дух-божество (творец), удаганка-шаман». Эти работы были написаны на якутском языке и, судя по всему, предназначались для широкого круга читателей, то есть в них ставились не только исследовательские задачи, но и просветительские. В этих работах П. А. Ойунский излагал свою теорию о происхождении шаманизма и якутских верований. В самом начале 1930-х гг. в творчестве Ойунского наступило, если можно так выразиться, время олонхо. Первым он в 1930 г. заканчивает «Туйаарыма Куо Светлолицую». Потом в 1930—1932 гг. настал черед главного олонхо на- рода саха — «Ньургун Боотур Стремительный», состоящего из более чем трид- цати шести тысяч стихотворных строк. Первая песнь его вышла в печать в том же 1930 г., а вторая и третья — в 1931 г. В конце последней песни он укажет дату: «1932 г. 3.VII». Сегодня «Ньургун Боотур Стремительный» воспринимается как символ са- моидентификации народа саха. В олонхо мы находим ответы на многие вопро- сы, касающиеся веры, воспитания, нравственности и морали. П. А. Ойунский удивительно точно угадал потребности якутского народа в условиях отрицания православной религии и воинствующего атеизма. Олонхо — это источник веры и нравственности. В жизни Ойунского были две главные темы: автономия и олонхо. Автоно- мия — это была идея, изменившая самосознание народа саха, мир саха. Поэто- му она имела ключевую роль в повороте населения Якутии к Советской власти. А архетипы олонхо способствовали объединению якутов в нацию. 10 Перевод автора статьи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2