Сибирские огни, 2018, № 4
160 ОЛЕГ СИДОРОВ (АМГИН) «МНОЙ ОСТАВЛЕННЫЕ ПЕСНИ В СТОЛЕТЬЯХ СОХРАНИТ НАРОД...» Детство Платона прошло в мире необычном, овеянном мифами и легендами. Его с юных лет окружали сказители-олонхосуты, народные певцы, чьи рассказы казались частью реальной жизни. Якуты жили в мифологизированном мире, пол- ном бесчисленных духов. Всем, что происходило на земле, правили духи, алгыс- чыты (заклинатели), шаманы. При этом древняя вера легко сочеталась с право- славием, это двоеверие было устойчивым. Но большинство понимало, что есть еще другой мир, воплощением которого являлся город Якутск — богатый, про- свещенный, блистательный. Многие якутские семьи стремились дать своим детям образование, но не всегда удавалось то, чего желали и родители, и сами дети. Но если это желание обращается в стремление действовать, то всего можно добиться. Так Платон оказывается в Якутске и окунается в совершенно другой мир. Тут следует объяснить один из символических поступков Платона Алексее- вича, на мой взгляд, оказавший мистическое влияние на его жизненный и твор- ческий путь. Мы знаем его как урожденного Платона Алексеевича Слепцова. Но в историю он вошел под своей приобретенной звучной фамилией Ойунский. Фамилия Ойунский происходит от слов «ойуун» (шаман) и «уус» (род) —Ой- уунускай, то есть «из рода шаманов». По якутским поверьям считается, что род и происхождение определяют судьбу человека. Платон начал использовать псевдоним Ойунский, еще обуча- ясь в Якутском четырехклассном училище. А в 1920 г. официально оформляет псевдоним как фамилию. Газета «Ленский коммунар» в номере от 18 декабря 1920 г. опубликовала небольшое извещение «О перемене фамилии», в котором сообщалось: Протокол № 1. 1920 г. Ноября 29 дня. В якутский местный отдел ЗАГСа поступило от гражданина, завотсовуправ Якутгубревкома Платона Алексее- вича Слепцова заявление о перемене им своей фамилии. На основании озна- ченного заявления… П. А. Слепцов впредь именуется фамилией Ойунский с соблюдением ст. 5 декрета Совнаркома «О правах граждан изменять свои фамилии и прозвища». Настоящий протокол, согласно ст. 3-й вышеуказанного декрета, публикуется во всеобщее сведение. Завотзагса В. Румянцев. Почему же он решил изменить фамилию? Известно, что многие больше- вики меняли свои фамилии на подпольные клички. Но почему именно Ойун- ский — однозначного ответа нет. Может быть, это было такое своеобразное вольнодумство, направленное против принятого весной 1920 г. решения гу- бревкома о том, что «на территории Якутской области объявляется беспощадная борьба с шаманством, профессиональными шаманами и шаманской спекуляци- ей». Представителям советской власти — сельским ревкомам и милиции — предписывалось «строго преследовать всех шаманов, отбирать у них шаманские костюмы, бубны и разные символические деревянные изображения — эмэгэты, а также налагать штрафы за камлание: полученное шаманами вознаграждение в двойном размере. Все железные и медные символические принадлежности шаманских костюмов употреблять на нужды общества, а бубны, былайяхи 5 и деревянные изображения сжигать на местах». Что удивительно, в защиту шаманов выступил тогдашний член Сиббюро РКП(б) Емельян Ярославский, будущий главный идеолог «воинствующих без- божников». В газете «Советская Сибирь» от 19 ноября 1920 г. на первой стра- нице появилась его статья «Чем провинились шаманы?». Автор, прямо называя виновника — «Якутский отдел управления губревкома», пишет: 5 Былайяхи — колотушки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2