Сибирские огни, 2018, № 4

154 СЕРГЕЙ ЗАПЛАВНЫЙ «НЕПРОЛИВАШКА» ЛИПАТОВА —Ну, здравствуй, дружище, —крепко стиснул он мою ладонь. —Наконец- то увиделись… А я думаю: ты это или не ты? Книжные снимки хороши, когда автор рядом… Кстати, поздравляю. Ты нынче именинник. Видел твою новую книгу на выставке в Комитете по делам издательств… Ту, что вышла в серии «Молодая проза Сибири». Две повести. Солидно. Надеюсь, ты мой домашний адрес не забыл и догадаешься прислать дарственный экземпляр? — Догадаюсь, — подтвердил я и в свою очередь поздравил его с премией Ленинского комсомола. — Ну, рассказывай, что в Томске делается, — поторопил он меня. — Кто из ваших на съезд прибыл? Как Боб Бережков поживает? Как жизнь молодая? Я начал рассказывать, но тут к нам подошел Владимир Алексеевич Чиви- лихин. Представляя ему меня, Липатов подчеркнул, что мы — коллеги не только по писательскому, но и по журналистскому цеху: в одной газете работали… — На одном стуле сидели, в одну «непроливашку» перья макали, — под- строился к нему я. Сам не знаю, что на меня нашло. Но Липатов не обиделся. —Ну-ка, ну-ка? — по-бережковски хохотнул он. —О какой «непроливаш- ке» речь? Я что-то призабыл. Напомни. Я и рад стараться. Как можно забавней обрисовал письменный прибор, хранившийся в моем редакционном столе. Не раз после этого встречались мы с Вилем Владимировичем в правлении Союза писателей, в Центральном Доме литераторов, в Доме творчества «Пере- делкино». В 1977 г. внимание всесоюзного читателя привлекли новые произведения Липатова: роман «Игорь Саввович», повести «Житие Ванюшки Мурзина» и «Повесть без названия, сюжета и конца». А на экраны вышел телевизионный художественный фильм в шести сериях по роману «И это все о нем» с И. Ко- столевским, Е. Леоновым, Л. Марковым, Э. Виторганом и Л. Удовиченко в главных ролях. Он вызвал неоднозначные мнения. Помню, на одной из читательских встреч Виктора Петровича Астафьева спросили, есть ли у нас в стране «массовая культура» и как он относится к твор- честву Виля Липатова. Вопрос был задан явно с подвохом. Астафьев ответил: — Массовая культура в сегодняшнем понимании — это западная, потре- бительская культура, отрицательно влияющая на отечественную. Отголоски ее, конечно же, есть и у нас. Прежде всего, это упрощенность и бездумная развлека- тельность. Становится нормальным петь без голоса, писать без таланта, рисовать как курица лапой, снимать фильмы без мало-мальского профессионализма, лишь бы это завлекало, возбуждало, уводило в область инстинктов и иллюзий. Но, слава богу, мы живем в стране Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, вели- ких композиторов и художников, ученых и просветителей. А эта часть культуры куда как более массовая. Наш читатель и зритель сам отыскивает в гуще произ- ведений литературы и искусства то, что его волнует, укрепляет духовно и нрав- ственно. Мне кажется, именно такой популярностью пользуются ныне лучшие произведения Виля Липатова. Это неровный, но очень крепкий и ответственный писатель со своим миром и темами, со своим словом и сибирским сердцем. — А что вы относите к его лучшим произведениям? — Прежде всего образ Анискина, повести «Серая мышь», «Еще до вой- ны»… В них есть реальная жизнь во всей ее многомерности. Но, чтобы почув- ствовать это, нужна заинтересованность и непредубежденность…

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2