Сибирские огни, 2018, № 4

9 ГЕННАДИЙ БАШКУЕВ ЧЕМОДАН ИЗ ХАЙЛАРА свернутая в трубку картина работы неизвестного художника эпохи дина- стии Тан, коей вообще нет цены? Уцелели кое-какие документы: их везли во втором чемодане. 19 ноября 1935 г. С.С.С.Р. Консульство г. Маньчжурия СПРАВКА Справка настоящая дана гр. Мантосову Ивану Игнатьевичу и его жене гр. Мантосовой Елене Мантыковне в том, что 3/VII с. г. от них получены ходатайства о принятии их в гражданство Союза ССР. ( Печать, подпись. ) Они делали ноги, говорил еврей Радевич про своих должников. Из бумажки с обтрепанными краями, насквозь прожженной лило- вой печатью и чернильной подписью, видно, что мои старики, которых я никогда не видел, Елена и Иста, загодя готовились запрыгнуть если не в первый, то и не в последний вагон поезда, что тащился по Китайско- Восточной железной дороге на спасительный север мимо залитых кро- вью провинций. При этом дед Иста после вхождения японцев в Хайлар благоразумно стал Иваном официально (в августе 1935-го). Пятнадца- тилетней дочери Валентине прибавили один год с целью получения со- ветского паспорта. Но паспорт с серпом и молотом на обложке просто так не давался: серп резал руки, а молот плющил пальцы. За коня выручили рулон шелка. Другую лошадь отдали старшему брату Исты — деду Хамну. Он сказал, что слишком стар, чтобы ехать за тыщу верст и получать от большевиков пулю в затылок. Корову и двух баранов забили. Мясо продали за бесценок за гоминьдановские юани. Кое-что, например конскую упряжь, пришлось подарить соседям. На го- миньдановские юани можно было купить разного добра, но только в Хай- ларе: в других местах они цены не имели. И набить тем же шелком третий чемодан. По нормам ОВИРа, как и в случае с отъезжающим гр. Довлато- вым С. Д., выдворяемому разрешалось три чемодана. У деда Исты и ба- бушки Елены накануне бегства в СССР было снаряжено два чемодана работы Бельковича плюс швейная машинка «зингер» в деревянном кор- пусе, весом и ценностью не уступавшая обоим чемоданам. Получалось три грузо-места — но уже для водворяемого в СССР. Так и объявили хо- датаям в консульстве г. Маньчжурии. Советское учреждение задыхалось от наплыва желающих стать гражданами Союза ССР. В голодной маньчжурской степи мирно уживались русские, китайцы, бурят-монголы, корейцы, евреи, татары, узбеки, казахи — в постоянных думах о том, чт о семьи будут кушать завтра. Паспортом сыт не будешь. Только японские штыки, пощекотав филейные места, подтолкнули их за- думаться о гражданстве.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2