Сибирские огни, 2017, №7
воздухом дали присутствуют — хотя бы в виде фрагмента — в каждой компози- ции. Яковлев отказывается от цвета, но удивительно, что эти черно-белые листы воспринимаются как живописные — на- столько полно отражена в них красота и богатство природы. Художник часто вы- бирает низкую линию горизонта — и по- трясающе высокое, всегда неповторимое небо становится одним из главных «пер- сонажей» каждой работы. Произведения Яковлева этого периода буквально зали- ты светом. Солнечное сияние передается благодаря резким контрастам освещен- ных и теневых участков, насыщенным падающим теням. Главным чувством, воз- никающим при созерцании этих гравюр, оказывается ощущение полной гармонии: гармоничная природа, гармония человека и окружающего его мира, гармония че- ловека с самим собой. Нет мучительных размышлений, исканий, страданий. Твор- чество Яковлева этого периода отличает удивительно светлое, позитивное воспри- ятие мира и человека в нем. Художник часто прибегает к созда- нию серий, стремясь к наиболее полному раскрытию темы. Для работы «Жаркий полдень» из серии 1981—1982 гг., полу- чившей очень емкое название «Деревня, мир, тишина», он выбирает формат, близ- кий к квадрату, — формат, позволяющий наиболее полно передать ощущение за- вершенности и гармонии. Простой дере- венский мотив становится монументаль- ным и значительным. Постепенно в творчестве Яковлева появляются другие сюжеты, иные жиз- ненные приоритеты. В 1983 г. семья художника переезжает из Новосибирска во Владимир. В 1992 г. Яков Яковлевич принимает сан священника, в 1997-м — пострижен в монашество с именем Инно- кентий, в 2011-м — наречен епископом Нижнетагильским и Серовским. Произведения Я. Я. Яковлева от- личаются индивидуальностью авторско- го видения, своеобразием претворения жизненных впечатлений в графические образы, сложностью и философской глу- биной, созданием своего особого худо- жественного пространства, требующего внимательного и вдумчивого постиже- ния.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2