Сибирские огни, 2017, №7

189 нию трехчастной композиции. Помещен- ный слева небольшой портрет Серкова позволяет внимательнее вглядеться в чер- ты ушедшего художника. Изображенный справа крошечный пейзаж со срубленным деревом и уходящей вглубь дорогой мета- форичен, он навевает мысли об утрате, о бренности всего живого, о жизненном пути. Коричневый фон объединяет все три части композиции, придавая цель- ность листу. В черно-белые гравюры второй поло- вины 1970-х гг. Яковлев нередко вводит цвет — приглушенный, обычно не связан- ный с окраской предметов, но зритель- но обогащающий произведение. Кроме того, для данного периода творчества художника характерен прием, позволяю- щий создать на плоскости листа сложное пространство, одновременно рассказать о многом: неожиданное совмещение в рамках строго реалистической компози- ции разноплановых, разномасштабных, даже разновременных изображений. Ча- сто в них присутствует недосказанность, метафоричность, вызывающая ряд ассо- циаций. Все это побуждает зрителя всма- триваться, вдумываться, активно воспри- нимать изображенное. Эти особенности отчетливо видны в листе «Воспоминание о празднике в де- ревне» (1977) из серии «Сибирская де- ревня». Темная, приглушенная цветовая гамма сельского пейзажа с остовом раз- рушенной постройки вызывает невеселые мысли. И вдруг в этот суровый мотив по- добно вихрю врывается видение прежней жизни: образ этой же деревни, но полной жизни и света, деревни, у которой есть будущее, а не только воспоминания о прошлом. По контрасту с тусклыми кра- сками вокруг спокойный охристый цвет композиционной вставки воспринимается светлым, сияюще-солнечным, а небо — ослепительно голубым. Обилие диагона- лей в этом фрагменте, сопоставленных со статичными вертикалями и горизонталя- ми окружения, вносит в него ощущение стремительного, безудержного движения. Столб с веревками — «гигантские шаги», на которых резвятся дети, — и неправ- доподобно низко опустившиеся облака странной формы напоминают корабли с наполненными ветром парусами — легкие светлые суденышки, уплывающие вдаль. Что ждет их впереди? Вглядываясь в изображение, невольно задумываешься о быстротечности времени и причудливости человеческих судеб. Произведения Яковлева из со- брания музея, относящиеся к началу 1980-х гг., в том числе и гравюры из серии «Лесные богатства Сибири», по художественному языку отличаются от рассмотренных выше. О более ранних работах напоминает лишь композиция «Лесной мед» (1980) — обилием пер- сонажей, разномасштабностью фигур, некоторой недоговоренностью и странно- стью изображенного. Последнее впечат- ление возникает и от несогласованности отдельных жанровых сцен, каждая из которых словно существует сама по себе, и от нереальности, необычности некото- рых деталей, например крыльца, которое переходит в неожиданно вздыбившийся пол, или персонажа справа, фигура кото- рого вдруг повторяется чуть глубже, но в большем масштабе. Но в других листах этой серии уже прослеживаются новые тенденции. В этих композициях художник реже ис- пользует цвет, отказывается от разно- масштабных изображений, придержи- ваясь строго реалистической трактовки сюжетов. Основной его темой становится окружающий мир и человек в нем. Люди показаны обычно в повседневном труде, во взаимодействии с природой. Значи- тельность человека проявляется именно в этом единении, в осознании себя неотде- лимой частью окружающего мира. Художник с огромным мастерством передает на двухмерной плоскости ли- ста глубину пространства, бескрайность просторов. Прекрасные, наполненные

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2