Сибирские огни, 2017, №7
188 30 апреля 2017 г. исполнилось 70 лет со дня рождения Якова Яковлевича Яковлева — прекрасного мастера гравю- ры, значительная часть творческой био- графии которого связана с Новосибир- ском. Будущий художник родился в 1947 г. в Южно-Сахалинске. Окончив архитек- турный факультет Новосибирского ин- женерно-строительного института имени В. В. Куйбышева (1965—1970), он ос- тался там в качестве преподавателя (1970—1974). Новосибирский период (в 1983 г. Яков Яковлевич переехал во Владимир) оказался для художника ак- тивным и плодотворным. В 1975 г. он был принят в Союз художников СССР, в 1976-м — вошел в состав комиссии по работе с молодыми художниками; был членом правления Новосибирского от- деления Союза художников, графической комиссии РСФСР, зонального выстав- кома. В эти годы Яковлев активно уча- ствует в выставках разного уровня — об- ластных, республиканских, всесоюзных, международных, неоднократно оказыва- ясь их лауреатом. В фондах Новосибирского художе- ственного музея хранится двадцать де- вять произведений Я. Я. Яковлева. Соз- данные на протяжении чуть более десяти лет, они дают возможность проследить изменения художественного языка масте- ра, увидеть особенности разных этапов его творчества. Уже в самом раннем из находящихся в музее произведений художника — гравю- ре «Причал» серии «Рыбаки озера Яр- куль» (1975) — заметна романтическая интерпретация прозаического сюжета, что нередко встречается и в более поздних его работах. Кажущаяся темной нижняя половина композиции представляет со- бой реалистически трактованные сцены из жизни рыбаков с множеством мелких персонажей и проработанных бытовых деталей, создающих ощущение некоторой перегруженности и дробности изображе- ния. Ей противопоставлена неожиданно лаконичная, почти пустая, ослепительно светлая верхняя часть листа с нескольки- ми прекрасными парящими белыми пти- цами, которые словно возникают из воз- духа, как мираж, видение, и вызывают у зрителя чувство радости и полета. Гравюра «На реке Таган V (Памяти Серкова)» (1976) интересна и как авто- портрет художника, и как портрет талант- ливого новосибирского графика и живо- писца — Льва Анатольевича Серкова (1937—1975), рано ушедшего из жиз- ни. Представленные в центральной части композиции, казалось бы в одном про- странстве, эти два человека оказываются бесконечно далеки друг от друга: образ одного реален, светлая фигура другого, уже не принадлежащая этому миру, — почти бестелесна. Для полного раскрытия темы и более сильного эмоционального воздействия Яковлев прибегает к созда- Картинная галерея «СИбирских огней» Светлана БЕЛЯЕВА ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МИРЫ ЯКОВА ЯКОВЛЕВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2