Сибирские огни, 2017, №7
185 грации. Известный литературовед Ив. Тхоржевский отмечал: «Борис Пан- телеймонов — яркий, сочный талант, со своеобразным подходом к жизни, остро- выразительным “сибирским” языком. Его рассказ “Беглый” по силе произво- димого впечатления — одна из лучших вещей, появившихся на русском языке (да и только ли на русском?) за последние годы. Рассказано изумительно» 42 . Из рецензии Н. А. Тэффи: Чудесен быт таежный, с его путевы- ми приметами, как пробраться, чтобы не сбиться, как уберечься от зверя, от лихо- го беглого варнака. Идешь вместе с охот- ником и чувствуешь, как овладевает им тайна тайги, как хочет он «проникнуться лесом, слиться с ним, как вот этот червяк, лежащий в ладони листа березы». Рассказывается встреча с беглым. Двое их в лесу, и каждый другому не ве- рит, и каждый другого боится. Но живут тесной общей жизнью, делят пополам последний кусочек хлеба, переживают страшный лесной пожар. И чувствуют друг друга душой. Природа и два чело- века, два близких. И вот открывается, что каторжник «верит в доброту жизни». И когда оба обречены на гибель, беглый преступник жертвует собой для спасения товарища. Первая книга автора — «Приклю- чения дяди Володи» — вышла в России в 1992 г. в издательстве «Русская кни- га» при участии Станислава Степано- вича Никоненко, журналиста, литера- туроведа, прозаика, поэта, сценариста, переводчика, члена Московского союза литераторов. В последующие годы им опубликовано несколько статей о Борисе Григорьевиче. В объемном издании РАН «Литературная энциклопедия русского зарубежья» в разделе «Писатели русского зарубежья» размещена статья С. С. Ни- коненко о Б. Г. Пантелеймонове, которая заканчивается ссылкой на мнение совре- менника, о том что «во всей новейшей русской литературе не было столь увлека- тельного и столь христианского рассказа, 42 Москва, 1991, № 11, с. 75. считая со времени появления “Хозяина и работника” Л. Н. Толстого и до наших дней, как “Беглый” Бориса Пантелеймо- нова». Исследователь делает следующий вывод: «Рассказ этот о беглом каторж- нике, спасшем ценой собственной жизни поверившего в него человека, служит как бы квинтэссенцией убеждений и устрем- лений Пантелеймонова, полагавшего, что именно доброта и вера спасут мир, что любой человек — добр, что добро порож- дает добро» 43 . В 2004 г. продолжилось «возраще- ние» Б. Г. Пантелеймонова к россий- скому читателю. В журнале «Кентавр. Исторический бестселлер» 44 впервые опубликована повесть «Менделеев». Подчеркивая мастерство, неожидан- ность и непринужденность художествен- ных приемов Пантелеймонова, Леонид Галич также отметил короткий рассказ «Родная дорога»: «Написав этот непо- вторимый рассказ, Пантелеймонов ввел себя и свою пантелеймоновскую манеру во все будущие хрестоматии. Такого мастер- ства в передаче читателю теплых трепетов полуприродной, получеловеческой жизни не было еще в нашей литературе» 45 . По воспоминаниям Н. А. Тэффи, этот ма- ленький рассказ ее, «внимательно сле- дившую за каждой его строчкой, даже удивил. А Бунин сказал автору: “Не сто- ит писать такие вещи. Кто их оценит по- настоящему! Многие ли?”» 46 . Лирический герой рассказа колесит по осенней «кондовой Руси» — «пло- довитой, хмельной, разгульной», через «лески, перелески, поля, желтое жниво, скошенный луг, стога, зеленые скаты хол- 43 Литературная энциклопедия русского зарубе- жья. 1918—1940. — М., 1997. — С. 305. 44 Пантелеймонов Б. Менделеев: повесть / И. Сургучев. Детство императора: повесть / М.: Под- виг, 2004. — 256 с.: ил. — Кентавр. Исторический бестселлер; № 4 (литературный редактор — писа- тель В. Крапивин). 45 Галич Л. Как и каким увидел я Пантелеймоно- ва // Дело, 1951, № 3, с. 20. 46 Тэффи Н. А. Мой друг Борис Пантелеймонов // Тэффи Н. А. Смешное в печальном. — М., 1992. — С. 480.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2