Сибирские огни, 2017, №7

148 ВИКТОР РОЖКОВ НАСЛЕДНИКИ КИПРИАНА Вот что значилось в ней: «...По повелению набольших бояр Семена Андреева Беклемишева и Петра Петрова Боголюбского надлежит тебе, стольник Степан Иванов Коробьин, отбыть в земли пермские и, оты- скав там старца Дионисия, который воеводе тамошнему князю Семену Щербатову ведом, доставить старца того тайно на Москву. К делу сему служилых государевых людишек ни в коем разе не привлекать, обходясь теми, што у воеводы тамошнего для охотничьих и прочих лесных дел при- пасены». — Ишь ты, — подивился Викентий, — сколь хитромудры бояре-то: в случае чего Коробьин вроде бы и ни при чем, спрятал грамоту — и вся недолга, а людишки, которые тебя, отче, ухватили, — сами по себе, им и ответ держать... — Так оно, сыне, так! Мысления извечны и преподлы трижды тех, кто, у трона пластаясь, куска лакома да жирна ждет. Тебе сие дивно, а я, в свое время не единожды там бывавши, насмотрелся мерзостей тех и обманов вдосталь! — Отче, — еще более удивился Викентий, — а я тебя, прости на слове, вечным молитвенником и постником считал, далеким от дел и забот житейских. —И рад бы таковым быти, да жизнь и дела людей, куда как близких мне, в ину сторону бросают. Прости, Господи, за оговорку сию!.. Ты вот по простоте душевной в словах грамоты сей видишь то, что начертано там, а я между строк в догадку вхожу, истинный смысл написанного находя. — Это како же? — удивился вновь Викентий. — А вот тако же… Ну, к чему, скажи, было по одному и тому же делу двух служилых посылать? — Неведомо мне… — А мне ведомо, ибо тако и ранее творили московски больши голо- вы… Пусть, мол, там, окромя протчего, и друг за дружкой приглядыва- ют, прислушиваются, ежели что. А мы ужо тут в Москве потом решим: сколь веры им давать в том или ином деле можно… А ежели и случится, в чем и оговорят друг друга, то их грех будет, не наш… — Неужто люди таки и в делах великих оговаривать друг друга мо- гут? — Не только оговаривать, но и с потрохами продать способны, еже- ли выгода хороша тут им светит. Вот в ларце здешнем есть также грамот- ка, како бояре московски с Литвой наипрочно повязали и головы, и души свои. Царя Бориса метили скинуть, землю русску под руку литовску на- вечно отдать. — Отче, отче, так то дела давни, прошедши, что тебе ноне в них? — А ты смешон, коль не уразумел до конца…Некоторы из бояр тех и ныне вкруг трона пластаются да с Литвой дружбу-приязнь ведут, како и ранее была. Это они сгубили отца твово, князя Андрея, оговорив его, да под плаху подвели, проведав, что знаемо ему о заговоре ихнем. Они же пронюхали, доискались, что пермская игуменья Марфа — на самом деле княгиня Манефа — в одной из обителей здешних главенствует. Ну, а раз

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2