Сибирские огни, 2016, №12
184 тором. В это же время Вениамин Рома- нов создает свою первую серию типажей «Томские студенты», изданную неиз- вестным предприимчивым человеком в виде почтовых открыток в Стокгольме в 1918 г. Писатель К. Н. Урманов (в его архи- ве сохранилась общая тетрадь и несколь- ко машинописных листов, посвященных В. И. Ромову) вспоминал: «Друзья в быту часто называли его Ромычем или Романычем. Мы раскрываем псевдо- ним: Вениамин Иванович Романов, он же художник В. Ромов… не оставил после себя ни биографии, ни докумен- тов, которые дали бы нам ясное пред- ставление о его юности, родственниках. В. И. не любил об этом рассказывать и еще не любил “наших” анкет» (ГЦиНк, фонд КУ-Р-121/3). Действительно, сведения о жизни и личности художника чрезвычайно скудны. Известно, что по- сле разгрома армии Колчака он несколь- ко месяцев отсидел в концентрационном лагере в Омске, куда попал, как военный чин. Потом Ромов работает в разных те- атрах в качестве художника-декоратора. В 1920 г. его приглашают в новоникола- евский Сибгостеатр. Через год он пере- ходит на работу в краевое издательство к М. М. Басову, тогда и появляются в местных газетах, прежде всего в «Совет- ской Сибири», карикатуры, подписанные псевдонимом «Ромов». В 1922 г. у сотрудников газеты воз- никает мысль об издании сатирического журнала «Скорпион», который бы кри- тиковал бюрократизм, формализм, обы- вательщину и мещанство. Художниками журнала выступили В. Ромов и А. Ива- нов. В карикатурах Ромова, печатавшихся под рубриками «Гримасы жизни» и «Гри- масы нэпа», запечатлены характерные типажи времени: самодовольный нэпман, дельцы-комбинаторы, использующие для наживы «воздух» и «дым». Его рисунки с остроумными подпи- сями можно было увидеть в журналах «Сибирь», «Товарищ», газете «Совет- ская Сибирь». Ромов из года в год ил- люстрировал журнал «Охотник и пушник Сибири», что, по словам современников, помогло увеличить его тираж. Худож- ник А. Вощакин писал: «Его карикату- ры хорошо известны читателям журнала “Охотник и пушник Сибири”. Ромов был сам заядлым охотником и прекрасно знал условия и охотничий быт Сибири. Пото- му его “охотничьи” карикатуры особенно ценны» («Советская Сибирь», 1929, 9 января). В 1922 г. Ромов создает еще одну серию зарисовок «Новониколаевские типажи». Всего выполнено им 18 рисун- ков, которые выпустил в виде почтовых карточек Сибкрайиздат. В образах, соз- данных Ромовым, почти нет гротесково- го заострения, силуэт лаконичен и точен. Объемный, рыхлый, с подозрительным взглядом «Председатель», крепко сжи- мающий в руках символы бюрократи- ческой власти — два портфеля. «Врид. Зам.» (временно исполняющий дела заместитель), одетый в щеголеватый по- лувоенный френч, соединяет в себе еже- минутную готовность выполнить любое пожелание начальника и самолюбование. Колоритны образы «Управдела», «На исходящем», «Академика». Не обошел стороной Ромов и церковных «обнов- ленцев», создав несколько рисунков, в том числе «Митрополита». На предста- вителе «церковного модерна» — корот- кая куртка с отворотами, шейный пла- ток и кресты красного цвета на рукавах. С трубкой во рту и стеком в руках он идет в поход против устоев православия. В «Типажи» вошли и жанровые зари- совки городской жизни: «Слухи», «Са- могонное действо». Во всех рисунках нет ни одной лишней детали, ни одного не- нужного штриха, но при этом неизмен-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2