Сибирские огни, 2016, №12

не предупредили — вот там и собрались вооруженные жители, чтобы дать отпор белякам. А потом говорили, что какая-то другая группа даже приготовила уже икону с вышитым полотенцем — наоборот, для торжественной встречи белых, и кто-то из духовенства даже облачился в праздничные одежды по этому случаю. Пришлось нашему политруку тов. Яхонтову на лодке добираться до причала и наводить там порядок. Но съемок в тот день мы вести так и не смогли». На Алтае съемочной группе пришлось и вовсе поучаствовать в подавлении какого-то припозднившегося антисоветского мятежа. Ну, а насчет того, что, как писала «Правда», «Красный газ» — «лучшее до- стижение советской кинематографии», так ведь это 1924 год. «Стачка» Эйзен- штейна еще только монтировалась, а «Броненосец Потёмкин» и «Мать» еще даже не были задуманы. Главное — «Красный газ» доказал возможность само- стоятельного кинопроизводства и кинотворчества в Сибири. Самостоятельного, собственного, отвечающего и тематически, и жанрово задачам, стоявшим перед Сибирью. А вскоре в Новосибирске снимаются новые художественные фильмы, как короткометражные, так и полнометражные: «Конец Журавлихи», «Огненный рейс». В начале 1929 г. в заводском клубе по улице Добролюбова устанавли- ваются декорации для съемок художественного фильма «Тунгус с Хэнычара». После успеха «Красного газа» «Кино-Сибирь» завоевывает известность. Объявляются желающие здесь работать. Стало возможным набирать людей и расширять свою творческую палитру. Подходя к теме сибирского кино с позиции исторической справедливо- сти, надо обязательно упомянуть и о том, что с начала 50-х по конец 80-х гг. прошлого века в Новосибирске было снято свыше двадцати художественных фильмов, показанных на всесоюзном экране, получивших широкую прессу и на- грады, которые до сих пор (когда случается такая счастливая возможность) с удовольствием и интересом смотрят современные зрители. Съемочная группа короткометражного художественного фильма «Баррикада». 1931 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2