Сибирские огни, 2016, №12
174 СЕМЁН ВЕНЦИМЕРОВ ГОЛОС, ЗВУЧАЩИЙ В ЭФИРЕ рял, что более интересной, жизнерадостной и в то же время пронизанной вы- соким мужеством и заставляющей сопереживать передачи он никогда более не слышал. Популярность ее у сибиряков была сравнима с популярностью лучших советских фильмов о войне. Авторы определили ее жанр как радиообозрение. Сводки Совинформбю- ро соседствовали с новыми песнями, письма радиослушателей — с фронтовым юмором, сообщения о помощи тыла фронту — со страстными публицистически- ми монологами и диалогами, звучащими на фоне музыки. Инициатором этой передачи был молодой артист театра драмы имени Пуш- кина Александр Борисов. Еще в Ленинграде он принял участие в радиопере- даче, в которой действовал бесстрашный боец Сеня Ястребов. Приехав в Но- восибирск, Борисов решил возродить хорошо воспринятую радиослушателями передачу и рассказал о своих замыслах режиссеру Ленинградского радиотеатра Владимиру Васильевичу Лебедеву. Известный советский режиссер радио со своей стороны развил эту идею, правильно рассудив, что в передаче должно участвовать двое действующих лиц — это позволит ввести диалоги, песенные дуэты, то есть расширить творческие возможности передачи и силу ее эмоци- онального воздействия на радиослушателей. Имена героев позаимствовали из рассказа Леонида Ленча: Кузьма Ветерков — его роль поручили исполнять Александру Борисову — и его боевой товарищ Илья Шмельков — артист Кон- стантин Адашевский. Редактором передачи стала журналистка Г. В. Карпен- ко, для музыкального оформления привлечен талантливый баянист-самородок И. И. Маланин, ставший равноправным участником передачи. 4 сентября 1941 г. вечером впервые прозвучала в эфире исполненная И. И. Маланиным на баяне задорная мелодия и в гости к слушателям пришли молодой фронтовик, сибиряк, храбрый разведчик, неунывающий парень Кузьма Ветерков и его товарищ Илья Шмельков. И отныне каждый понедельник, ког- да время приближалось к шести вечера, тысячи людей по всей Сибири, отложив все дела, спешили к репродукторам и с волнением и интересом слушали расска- зы двух друзей об их новых боевых приключениях и подвигах. Еще Красная армия вела тяжелые оборонительные бои, сдерживая насту- пление врага на каждом боевом рубеже, а Шмельков и Ветерков, «пробрав- шись» в имперскую канцелярию, уже расправлялись с главарями фашистов. Эта передача была сродни «Василию Тёркину» Александра Твардовского. Она искрилась тем же юмором, неистребимым оптимизмом. Песни, частушки, прибаутки, шутки перемежались страстными публицистическими монологами героев. Успех передачи был колоссальный. Было замечено, что кое-где на предпри- ятиях в час, когда шла передача, люди отрывались от работы, чтобы не пропу- стить очередного выпуска. Об этом писали на радио руководители предприятий, требуя перенести выпуски на выходной день. Эта просьба была удовлетворена: в 1942 г. «Огонь по врагу» зазвучал по воскресным дням, а ее аудитория еще более возросла. На примере бесстрашных разведчиков-сибиряков Ветеркова и Шмелькова учились бойцы сибирских дивизий, уходившие на фронт. Служить, как они, обе- щали призываемые в армию юноши сибирских заводов и колхозов. Эти пере- дачи слушали находившиеся на излечении в тылу раненые бойцы и командиры. «Мы, бойцы и командиры, находящиеся на излечении в госпитале, шлем вам
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2