Сибирские огни, 2016, №4
живописных медальона плафона большо- го зрительного зала. Со времени посмертной персональ- ной выставки 1948 г. произведения П. Г. Якубовского не экспонировались и не публиковались, за исключением не- скольких работ, принадлежащих музею Кузнецкого металлургического комбината в Новокузнецке. Основная часть насле- дия Павла Геронтьевича — свыше вось- мисот живописных и графических произ- ведений и обширный личный архив — в течение полувека бережно сохранялась в его семье. Эта цельная коллекция, с боль- шой полнотой воссоздающая творческую биографию Якубовского, послужила ос- новой выставки, устроенной в Новоси- бирском государственном художествен- ном музее в 2002 г. и заново открывшей для специалистов этого автора, обладав- шего глубокой и привлекательной художе- ственной индивидуальностью. По окончании этой выставки дочь художника Любовь Павловна Якубов- ская передала в дар музею более двухсот листов его журнальной и книжной графи- ки, а семь лет спустя музейная коллекция пополнилась живописными произведе- ниями Павла Геронтьевича, представля- ющими различные темы его творчества 1910—1940-х гг. Часть графического наследия Яку- бовского, вошедшая в музейное собрание, подробно показывает еще одну значи- тельную грань деятельности художни- ка — его работу в качестве иллюстра- тора в журналах «В помощь земледель- цу», «Сельская кооперация», «Вест- ник сибирской сельхозкооперации» в 1925—1930 гг. В эту группу произве- дений входят многочисленные заставки и концовки, инициалы и иллюстрации, а также эскизы журнальных обложек, ис- полненные в технике гравюры на цинке. Они представляют особенный интерес как для истории сибирских периодиче- ских изданий первой трети ХХ в., так и для исследования журнальной графи- ки этого времени, привлекавшей вни- мание многих талантливых художников: А. Г. Заковряшина, С. Н. Липина, Г. Г. Ликмана, К. Я. Баранова, А. Д. Си- лича и других. Работы П. Г. Якубовского позволяют равноправно включить его имя в круг этих авторов и увидеть своеобра- зие его манеры. Созданные художником многочисленные композиции, посвящен- ные различным темам из современного ему крестьянского быта, почти не содер- жат декоративных элементов, присущих стилистике журнальной графики. Они от- личаются повествовательностью, остротой шаржевых характеристик, многообразием выразительных деталей. В этих листах малых форм нередко встречаются много- фигурные сцены, где художник то с жи- вым, увлекающим зрителя мастерством передает сюжетные подробности и облик своих персонажей, то добивается под- линной монументальности в обобщенных силуэтных изображениях. Особое место среди иллюстраций Якубовского принад- лежит пейзажам. В этих тонких мини- атюрах со стогами в поле, с обозами на степной дороге или с птицами в зарослях прибрежных трав отчетливо проявляется лирическая сторона дарования художника. Наследие П. Г. Якубовского входит неотъемлемой страницей в историю худо- жественной культуры нашего города.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2