Сибирские огни, 2015, № 12

сиво закомпонованы гравюры из серии «Ястребиная охота», гармонично соеди- няющие в себе рисунок и текст. А груп- па листов с изображениями старинных сибирских острогов — Томска, Сургута, Мангазеи, Нарыма, Тобольска, Тюме- ни — открывает давние страницы исто- рии освоения Сибири. Процесс присоединения огромного сибирского края к Русскому государству был длительным и сложным. Уже в кон- це XVI в. освоение новых земель сопро- вождалось строительством острогов — основных оборонительных и опорных пунктов на пути казачьих дружин. Ха- рактерными особенностями крепостного зодчества в Сибири, связанными с соци- ально-экономическими и климатически- ми условиями, были лаконичность общего решения и подчеркнутая строгость со- оружений, выразительность их силуэ- тов и малая декоративность. Эти черты острожного строительства впоследствии нашли отражение и в сибирской деревян- ной архитектуре. В. К. Колесников в своих произве- дениях умело восстанавливает облик утраченных острогов, дает возможность представить, какими они были несколько веков назад. Суровость и лаконичность их внешнего вида, само их предназначе- ние диктуют и особенности изображе- ния — сдержанность и благородство цвета, простоту рисунка, — выразитель- но передающие атмосферу далеких лет. В то же время художник прибегает к сти- лизации, продиктованной спецификой книжной иллюстрации. Все это, а также продуманное гармоничное сочетание изо- бражений, гербов и шрифтовых надписей способствует тому, что из простого зри- тельного сопровождения текста рисунки превращаются в равноценную составную часть исторического повествования. В собрании Новосибирского художе- ственного музея помимо книжной графи- ки В. К. Колесникова хранятся его стан- ковые листы, также посвященные теме острожного зодчества и принадлежащие к авторским сериям «Сибирь старинная» и «Сибирские остроги». Произведения из серии «Сибирь старинная» отличаются единством стиля и в то же время позволяют увидеть, как точно выбирает художник выразитель- ные средства и приемы, наиболее подхо- дящие для каждого изображения. Осо- бое внимание привлекают здесь листы «Томск» и «Нарым», отмеченные яркой красочностью, сказочностью созданных образов. Работы из серии «Сибирские остро- ги» очень разнообразны, каждая по- своему интересна и неповторима: ис- полненный в строгой коричневой гамме «Кузнецкий град», лаконичный «Сибир- ский город Нарым», изысканный молоч- но-черный с серебристыми проблесками «Енисейск град», сдержанный зеленова- то-темный «Епанчин град». В ажурном, с четко читающимися силуэтами, «Куз- нецком караульном граде» в очередной раз применено совмещение разных точек зрения — прием, неоднократно встре- чающийся в графике Колесникова. А в монотипии «Острог» в единое целое со- единились постройки, показанные сверху, снизу, сбоку, изображенные в прямой и обратной перспективах. Работы В. К. Колесникова, храня- щие обаяние старины, определяют цен- ность и своеобразие его творческого на- следия и остаются неотъемлемой частью сибирской художественной культуры.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2