Сибирские огни, 2015, № 12
174 ГЕОРГИЙ ПАНКРАТОВ КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ Поскольку демоны, выпущенные на Майдане, уже никогда не уберутся вон самостоятельно, это значит, что нам предстоит жить и умирать в атмосфере не- нависти «совестливых и порядочных людей» ко всякому быдлу, а литератору, имеющему репутацию «крымнашиста», придется туго. Что в этой ситуации де- лать? Не предавать жизненных идеалов и помнить о некоторых особенностях литературы. Во-первых, она является одним из многих человеческих занятий наряду с другими, во многом более достойными. Во-вторых, литература и окололитера- турный мир — не одно и то же. Литература говорит с Вечностью, а все, что происходит вокруг нее, в лучшем случае посредничает в этом разговоре, в худ- шем — препятствует, создавая эффект испорченного телефона. Говорить от име- ни Вечности может любой, но именно она выносит финальный вердикт и все расставляет по своим местам. Это единственное, что важно. А в Вечности найдется место и представителям обоих лагерей, и тем, кто «над схваткой». Вот именно эти итоги и будут действительно литературными — в отличие от тех, что подводятся сегодняшним креативным классом. Писатель — это не только талант. Писатель — это человек, у которого ра- бочий инструмент — сердце. И те представители армии «креаклов» в литсо- обществе, что превращают литературный процесс в демонстрацию лояльности киевскому режиму (здесь можно вспомнить, например, последнее вручение «Русской (вдумайтесь!) премии»), кажутся мне оглохшими на все сердце. Что не отменяет, конечно, таланта, но таланта в виде сухого порошка, который нечем растворить. Сейчас популярна точка зрения, что какой-то общей литературы нет, есть несколько несообщающихся сосудов-литератур, и в какой-то мере справедли- во, что в каждой из них появляются свои награды, которые будут обязательно доставаться и романам о дроблении России на множество мелких государств (отмечу отдельно, что я с почтением отношусь к личности Владимира Сорокина и мне нравится многое из его творчества, но в современной ситуации очевидно, что его последняя книга используется как знамя и вовсе не художественные ее заслуги интересуют тех, кто это знамя подхватил). Вскоре все будут подводить как бы «свои» итоги и не лезть в как бы «чужие». Отчасти это уже так, но стоит подчеркнуть, что определяющими сегодняш- ний литературный процесс (несмотря на награду Прилепина) являются все-таки либеральные институты и персоналии, все тот же креативный класс. Бессердечие торжествует в литературе. Страницы в Facebook, подписки и «лайки» — вот, собственно, главные итоги года. Это я писал про 2014-й, то же, похоже, придется говорить и о нынешнем, уходящем годе. Далі буде, как говорят на благословенной украинской земле. Креативный класс и пустота «Креаклы» и сами похожи на Украину, боготворимую ими, — тем, что они держатся на отрицании: «мы не…», «свобода от…». Обособленность от Рос- сии — основа существования украинского государства. Обособленность от
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2