Сибирские огни, 2015, № 12

173 ГЕОРГИЙ ПАНКРАТОВ КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ ной тональностью. И это какое же странное искажение зрения надо иметь, что- бы не видеть, как идеально гладко главная книжная премия этого года ложится в его хронологию…»; «Победа публициста Прилепина над здравым смыслом»; «…Большим потрясением… стала подпись филолога Дмитрия Бака под пись- мом министра Мединского (письмо от имени деятелей культуры авансом оправ- дывало все будущие действия Путина на территории Украины). Режет слух не только нечуткость профессионального историка литературы к подобному жесту: не менее оскорбительным кажется мне подписание любых верноподданнических писем с указанием должности, которую занимает подписант. В данном случае вопрос о буквальном разделении ответственности за этот шаг встает перед каж- дым, кто, пусть даже на полчаса, заходит в любое из зданий музейного холдинга, который возглавляет Дмитрий Бак»; «…Российские охранительные издания… сделали ставку на чудовищную примитивизацию мысли, массовая литература отреагировала незамедлительно»; «…Меня, бесспорно, печалит присуждение премии “Большая книга” З. Прилепину — мрачный знак…»; «…Прилепин и Шаргунов — косноязычные чоткие пацаны , которых столичная интелли- генция, пестуя свой комплекс неполноценности перед сермяжным, посконным и домотканым, сперва назначила в писатели земли Русской, а теперь, глядя на свершения оных големов на общественно-политической ниве, сокрушается и посыпает голову пеплом»; «…До тех переполненных залов, которые собира- ли в декабре 2014-го вечера украинской поэзии в очищенных от прокремлев- ских бандформирований районах Донбасса, русской поэзии, увы, еще далеко»; «…Мы прощаемся с годом дурной, опереточной литературности, торжествующей на просторах “ДНР”…»; «Вообще смысл сегодня производится не в России». Какое соревнование в демонстрации лояльности «единой Украине», про- славлении Майдана и бурлящей ненависти к условной ДНР! И это при полном нежелании понимать, что если бы во многом подобные им креативные деятели не повеселились от души в центре Киева, так и никакой бы ДНР и близко не было. Однако не это сейчас главное. Итак, литературные итоги года. Именно литературные. И подводит их кре- ативно-либеральный литературный «цвет нации». Уничтожение Прилепина (который меньше всего нуждается в моей защите, но важен как иллюстрация) и презрение к патриотам — вот, собственно, все литературные итоги. Я не собираюсь утрировать и утверждать, что у аполитичного писателя се- годня нет шансов добиться чего-либо в литературе. Но симпатия к Майдану бу- дет, как пишут в резюме, существенным плюсом, тогда как открытая поддержка Новороссии для писателя, особенно малоизвестного, — огромным минусом. Не будь тот же Прилепин уже состоявшимся автором (или големом, по вер- сии почтенных господ) к настоящему времени, дали бы ему состояться сейчас? Большой вопрос. Креативная окололитература выделяет отношение автора к событиям на Донбассе в отдельный критерий качества его текстов и личности. Как мы видим на примере Прилепина, этот критерий определяющий. Так и представляется чудесная картина, как господа приветствуют друг друга. «Слава Украине!» — рапортует автор. «Героям слава!», — ответствует критик, издатель, редактор правильного журнала.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2