Сибирские огни, 2015, № 12
165 ГЕОРГИЙ ПАНКРАТОВ КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ струкциями, «пиксельными человечками», которые на фоне величественной, строившейся на века грандиозной выставки смотрятся просто омерзительно. Вот как пишет об этом Маринэ Восканян: «…сделали ставку на превраще- ние в cool cities — то есть на создание городской инфраструктуры, привлекатель- ной для креативного класса. Эта инфраструктура включает в себя офисы, клубы и кафе, расположенные в переделанных исторических зданиях, дизайнерские рестораны, множество псевдодемократичных элементов — велосипедные до- рожки, размещение на улицах и в парках арт-объектов современного искусства и другие детали». Все это поощряется властями Москвы, на арт-объекты выделяются гранты, которые немедленно осваиваются и реализуются вот в таких вот синих чере- пахах и гусях. Надежда на одно — страсть креативного класса к временным конструкциям вполне может символизировать временность самого этого класса. Временно, впрочем, все. И, может быть, даже хорошо, что все эти конструкции ненадежны и недолговечны — когда-нибудь убирать будет проще. Предпочтения креативного класса в искусстве, как, наверное, знают все, — это разнообразные инсталляции и перформансы. Стоит отметить, что я не отождествляю все современное искусство с креативным классом и не выступаю с резким его неприятием. В креативном классе ведь страшно не то, что он креа- тивный, а то, какое применение находит креатив и какой он приобретает заряд, а это почти всегда заряд отрицания, протеста, то есть фактически — антиобще- ственный заряд. Для примера посмотрим, что же предлагает креативный класс на праздни- ки населению. Случайно ознакомился с программой мероприятий, запланиро- ванных на 1 Мая в московском парке «Сокольники». Организаторы, похоже, избегают слова «труд» как огня, а если упоминают его, то лишь как в названии вечернего шоу: «День труда в другом контексте». Несмотря на неполитический характер праздника, подчеркивают организаторы, у него будут свои лозун- ги: «Клерки — не мы! Мы — творцы!», «Труд без творчества в лес не убе- жит!» и прочие, подобные им. Таким образом, даже в увеселительных меро- приятиях, ориентированных, как и положено в народный праздник, на всех, изначально заложено противопоставление одних другим, неприятие чьей-то деятельности. Запланирован и «митинг против бытового хамства». Идея замечательная, но как понимают хамство в сегодняшнем обществе? Если простой продавец на кассе не так ответит креативной покупательнице в норковой шубе — это хам- ство, а вот если она ему — это всего лишь «жалоба на некачественный сервис». Хамство для «креакла» вообще ключевое понятие во взаимоотношениях с остальным, некреативным миром. При этом данное качество, помноженное на заносчивость, вообще свойственно креативному классу больше, чем какому-ли- бо другому. Феномен успеха Навального, завладевшего умами и сердцами «креаклов», лежит совсем не в области политики, а именно здесь: он «такой же». Показа- телен случай локального конфликта креативного политика с одним из журнали- стов (либеральных, кстати, то есть Навальный не сдерживается даже «в кругу друзей»).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2