Сибирские огни, 2015, № 12
164 ГЕОРГИЙ ПАНКРАТОВ КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ адресовано вам, текст отправлен вам, причем не именно вам как человеку, а вам как представителю издания, то есть изданию в лице вас. Современным журналистам, колумнистам, редакторам — плоти от плоти креативного класса — пора переставать считать себя «королями мира». Тем бо- лее мира, королями которого они могли бы себя считать, больше нет. Война, как поет Скляр, на пороге, огромные тектонические плиты исто- рии сдвигаются со своих мест, требуя осмысления, время ускоряет свой бег, требуя действий, люди, судьбы — все валится в водоворот разверзающегося ада, а вы все ржете над тем, как семейная пара отправила свою фоточку на конкурс фирмы «Роллтон» — глупые людишки «сделали ваш день». Смех, да и только. Креативный класс в городской среде Существует точка зрения, что креатив — это когда нет денег на стиль. Ины- ми словами, все эти бесконечные хенд-мейды, антикафе, коворкинг-центры и кластеры создаются потому, что нет возможности нормально отдохнуть и нет желания нормально работать. Так это или нет — вопрос спорный, хотя на уров- не рядовых «креаклов» и кандидатов в «креаклы» это вполне вероятно. Порой «креативные вещи» оцениваются самими «креативщиками» в такие суммы, что быть стильным в классическом понимании, кажется, проще. В любом случае, хотя и вкусы, и запросы этой публики странны, это вопрос их выбора. Но про- блема в том, что представления «креативщиков» о прекрасном агрессивно на- вязываются и остальным группам населения. За приобщение молодежи к креативному классу отвечают несколько СМИ — «Кольта», «Слон» и «Афиша», а также ряд мелких изданий, создан- ных по образу и подобию. У них большая аудитория, которой они успешно впа- ривают как образец утонченного вкуса настолько ужасающую и однообразную музыку, что волосы встают дыбом (справедливости ради стоит отметить, что встречаются и достойные примеры, но значительно реже). С бесконечными, опять-таки однотипными сериалами, которые так любят «креаклы», можно смириться, образ жизни и отдыха, который они продвигают на страницах своих изданий, вызывает интерес, правда, только со стороны — интерес наблюдателя. Однако совершенно непонятно, на каких основаниях креативным классом захвачено городское пространство — и почему именно он занимается оформле- нием тех же городских парков, хотя гуляют в них все и далеко не всем по душе то безобразие, в которое превратили поначалу парк Горького, а теперь вот, похоже, отыгрались на ВДНХ. Да, парк ВДНХ возродили, вдохнули в него вторую жизнь, отреставри- ровали или просто покрасили павильоны, но и опошлить в своем креативном стиле тоже не забыли. Вместо возрождения великолепных старых ресторанов наспех сколачиваются временные кафешки-антикафешки, где тесно, дорого, в меню одна-две позиции, но креативно. Территория парка наполняется какими- то синими черепахами, разноцветными гусями, невнятными деревянными кон-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2