Сибирские огни, 2015, № 12

163 ГЕОРГИЙ ПАНКРАТОВ КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ народ, ее населяющий. Популярный «Омич против томича» (своеобразный виртуальный турнир мерзостей, проводимый между соответствующими города- ми, — откуда придет больше дряни), описание скудных развлечений сельской молодежи, конкурсы от компаний-производителей популярных у небогатых слоев населения продуктов («Роллтон»), в которых принимают участие обы- ватели, фото русских свадеб и застолий — все сгодится для знатной «ржаки». Популярное ныне в креативной среде дурацкое словообразование «мы про...» позволяет описать тенденцию коротко и емко: современная журналистика — это про ржаку. «Москвич украл из храма Покрова Богородицы в Покровском-Стрешне- во медальон с мощами святых Петра и Павла, чтобы исцелить ими жену», — смеется в Facebook Павел Пряников. Издание «Лента», пригласившее его на работу, в «золотые» свои времена куражилось над обывателем в видеопроек- те «Lenta.doc». Так, для репортажа с фестиваля «Нашествие» из трехсот (или сколько там было) тысяч посетителей они выбрали троих ушлепков (действи- тельно забавных, но безобидных) и, мастерски смонтировав ролик, выставили их объектами презрения. Но хуже другое. Иногда журналист в ситуации острой нехватки «ржаки» начинает выносить в открытый доступ на суд френдов и подписчиков личную переписку. Кандидаты присылают резюме редактору — скорее ржать. Написал журналист текст, не подходящий редакции, — недостаточно просто отклонить его, указав на ошибки. Нужно высмеять публично. Кстати, подобные редакто- ры ответственны и за появление целой категории журналистов, полагающих, что если ржать не над чем, то и писать незачем: темы нет. С некоторых пор очевидно, что в современной России есть настоящая взрос- лая журналистика (надеюсь, что мой текст никак не задевает профессионалов — военкоров, рискующих жизнью на Донбассе, например), а есть дети, играющие в редакционных работников. О том, как зарождалось мировоззрение, определяющее сегодняшнюю журналистику, пишет Сергей Чупринин в книге «Критика — это критики. Версия 2.0»: «Да что вы, дяденьки-тетеньки <… > зачем уж так серьезно ко всему относиться? <… > Увлекательная и азартная игра в политику, веселая игра в культуру, игра во взрослую жизнь, где только все прикидываются взрос- лыми, а покажи палец — расхохочешься». Чупринин пишет о «Коммерсанте» начала 1990-х, пишет без осуждения, с пониманием. Вот только серьезным и умным людям совершенно незачем перенимать повадки детей. К сожалению, подвержены всему вышеописанному не только малоизвест- ные труженики московских редакций, но и весьма уважаемые персоны вроде одного главного редактора патриотического ресурса, которую всегда интересно читать, за исключением тех случаев, когда она постит очередное «письмо в ре- дакцию» с сопроводительным насмешливым комментарием, или известного пи- сателя (а по совместительству редактора и много кого еще), не стесняющегося выкладывать в соцсети рассказ о том, что «прислал один автор для журнала». Не стану называть их имена. …Как-то глупо объяснять взрослым людям, что существует тайна перепи- ски: она остается личной в любом случае, ведь письмо написано вам, резюме

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2