Сибирские огни, 2015, № 12

161 ГЕОРГИЙ ПАНКРАТОВ КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ могут, более того, им не стыдно выходить против власти в костюмах хомяков, а лидеру оппозиции, к персоне которого я еще вернусь, — в окружении этих хомяков фотографироваться. Своей иконой они выбрали омерзительных Pussy Riot, чье «деяние» не имеет никакого отношения ни к творчеству, ни к проте- сту — только к откровенному скотству. И — куда ж без него — к креативу. Уже по итогам первых «болотных» сборищ можно было с уверенностью го- ворить, что именно безудержный «креатив» похоронил идею протеста в России. На фоне умопомешательства, демонстрируемого «креативненькими», Путин волей-неволей стал единственным гарантом рассудка. Карнавал, который устро- ила оппозиция вместо заявленной борьбы (именно потому, что в сердце этой борьбы был помещен тот самый «креатифф»), достоин только одного — быть высмеянным. Чем и занялся Путин в своем известном комментарии про пре- зервативы и «борьбу со СПИДом». Умные люди массово отворачивались от оппозиции, которая открыто про- тивопоставила себя любому проявлению разумной, деятельной мысли. И были правы: протестуя против чего бы то ни было, не нужно превращаться в клоуна. У клоуна задача — развлекать народ, а не вести его за собой. А если ты этот народ еще и ненавидишь, то развлекать остается только самого себя. Это и есть в двух словах то, чем занимаются лучшие умы креативного класса, полагая, что именно такая деятельность называется политикой. Креативный класс и журналистика Если не самая большая количественно, то уж точно самая громкая и по ана- логии с клопами «вонючая» часть креативного класса занимается журналисти- кой или, как и в случае с политикой, — полагает, что занимается ей. Правда, здесь уже задумаешься, прежде чем произнести «лучшие умы». Я глубоко убежден, что журналистика как профессия испытывает глубокий кризис. Собственно, этим утверждением я не открываю Америки: оно высказы- вается сегодня многими, аргументированно, последовательно, а главное — про- фессионально обосновывается. Я же хочу остановиться только на двух аспектах. Первый — это доступный любому офисному работнику новостной агрега- тор «Яндекс. Новости», на который, минуя Facebook и информагентства, за- ходят люди, не имеющие отношения к СМИ, чтобы узнать текущую повестку дня. «Яндекс. Новости» устроены таким образом, что информация попадает в топ (то есть на главную страницу Яндекса) в том случае, если она публикуется информационными пролетариями в просторных ньюсрумах со скоростью, не позволяющей даже осмыслить содержание самого текста, не то что проверить его на фактические ошибки — о грамматических я уж молчу, они давно норма. Речь об элементарном соответствии текста действительности — то есть с неко- торых пор (не берусь говорить точно, но замечать подобное лично я начал около двух лет назад) стало совершенно неважно, произошло событие на самом деле или нет. Принцип стихийных публикаций, обеспечивающий возможность прице- питься мидией-прилипалой к гигантскому кораблю агрегатора, который, соб-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2