Сибирские огни, 2015, № 12

159 ГЕОРГИЙ ПАНКРАТОВ КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ Признаться, я никогда с тех пор не пользовался словом «креатив» в повсед- невной речи. Не делаю этого и сейчас, когда слово стало неотъемлемой частью языка, да и самой жизни, где ты обязан быть «креативным» просто для того, чтобы выжить — даже если ты грузчик или продавец-консультант (мне по- счастливилось познать прелести обеих профессий, и не исключено, что посчаст- ливится вновь). Возможно, потому, что теперь понимаю отличие творческого человека от креативного: если первый действительно создает что-то, повинуясь единственной цели — создать, ибо иначе не может, то второй имитирует творче- ство при отсутствии его внутреннего содержания. Для чего? Для создания непонятного и ненужного продукта, который в свою очередь служит удовлетворению чьих-то не очень осознанных потребностей. Творчество — мучительная и долгая работа, креатив — имитация деятельности; творчество в основе своей бескорыстно, креатив может быть только коммер- ческим. «Креатив — это глупое слово, употребляется в ироническом смысле. Так называют результат чудовищных усилий крохотных мозгов», — разъясняет неформальная интернет-энциклопедия «Луркоморье» (Lurkmore), популярная как раз у креативного класса. «Креативненькие» — блестяще характеризует их журналист Леонтьев, приближая семантически к юродивым, дурачкам. Креативный класс и политика Само понятие «креативный класс», если уж на то пошло, не содержит в себе никакой «избранности», это класс исполнителей, обслуживающий персонал, в большинстве своем занятый объяснением, продвижением чужих целей и реше- нием чужих задач. Результат этой деятельности не нужен и не интересен никому, кроме самого «креативщика» и его заказчика, да и то взаимоотношения между ними зачастую происходят ради имитации какой-то деятельности, а не дости- жения практически полезных целей. Тем не менее, получая за свою имитацию в разы больше денег, нежели множество людей в стране, «креативщики» воз- гордились, мысленно ответив на собственный же вопрос: «Кто на свете всех нужнее, кто на свете всех важнее?» — конечно же, мы любимые. Разумеется, подобная работа и подобный образ жизни имеют право на су- ществование, а люди, занятые ей, — на самоопределение, но вот эта их пре- тензия на «избранность» совершенно глупа и неуместна. Более того, в само по- нятие «креативный класс» заложены тонны пафоса и презрения к окружающим, а также вызов обществу и социальная агрессия: только мы умные, только мы способны мыслить, только мы имеем право хорошо зарабатывать, и только под нас должны быть заточены условия жизни в стране. А все, кто «некреатив- ны», — лузеры, грызите банан. Того, что «расцвет» креативного класса произошел во многом благодаря Путину, представители этой прослойки общества стараются не замечать. Но не будь проклятой «путинской стабильности» — не было бы и спроса на их деятельность, стране бы требовались совершенно другие услуги, которые завсег- датаи набившего информационную оскомину московского кафе «Жан-Жак» (этакого Смольного для креаклов) никогда не смогли бы предоставить. Живя

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2