Сибирские огни, 2015, № 6

альном стиле и тематических пристрасти- ях художника оказались многочисленные газетные и журнальные публикации его рисунков 1930-х годов. Произведения Силича, увезенные на Украину, бережно сохранила его при- емная дочь Валентина Юрьевна Юрчен- ко. В начале 2000-х годов она передала в дар Новосибирскому художественному музею несколько графических листов из семейного собрания. Их появление в му- зейной коллекции вновь привлекло вни- мание к творчеству этого автора и прежде всего — к его новосибирским пейзажам, интересным не только для историков ис- кусства, но и для краеведов, знатоков ар- хитектуры города. Произведения А. Д. Силича по- зволяют увидеть в нем прекрасного ма- стера городского пейзажа, владевшего различными образными интонациями. Практика художника-журналиста по- буждала его обращаться к характерным для Новосибирска мотивам строитель- ства и тесного, контрастного соседства разностильных сооружений; делала его внимательным наблюдателем, насыщав- шим свои рисунки множеством живых подробностей. Таков пейзаж с одно- этажными постройками на фоне темного силуэта конструктивистского здания, по- мещенный в одном из декабрьских номе- ров газеты «Советская Сибирь» 1933 года под названием «Старый и новый Новосибирск». Такова недатированная акварель «Проспект днем» и рисунок «Каменка. Новосибирск» (1937) с фи- гурками прохожих и велосипедистов, автомобилями и конными повозками. В этих работах выражен интерес худож- ника к городской повседневности и сию- минутности, им присущи черты репор- тажности и документальности. В то же время в листе «Каменка» ощутима спокойная созерцательность. Изображенный здесь заснеженный овраг с маленькими домиками обрамлен высо- ким пролетом моста и словно отгорожен от шумной суеты. Линии этого рисунка отличаются легкой непринужденностью, а свободное поле бумаги выразительно используется в передаче глубокого пей- зажного пространства. Иронический дар Силича-карикату- риста раскрывается в шарже «Квартиры на Мостовой-44», тема которого также связана с городским районом, прилега- ющим к долине реки Каменки. В наиме- новании рисунка приведен адрес самого художника, а в облике изображенного человека, небрежно расположившегося на заборе ветхого деревянного дома, уга- дываются автопортретные черты. Хорошо знакомый Силичу тихий уголок в центре Новосибирска с видом на Стоквартирный дом в глубине предстает на двух акварелях 1938 года: «Зимний го- родской пейзаж» и «Каменские домики». Этот мотив не раз привлекал внимание художника, о чем свидетельствует и более ранняя композиция, опубликованная в 1933 году в «Советской Сибири» с под- писью: «Бетонные гиганты новых строек ведут наступление на бревенчатые избы старого Новосибирска». Здесь острый интерес к деталям городского быта вновь уступает место мягкому лирическому чув- ству, и цельность акварельной живописи не противопоставляет, но гармонично вводит в общую пространственную среду уютные домики на ближнем плане и мно- гоэтажные здания вдали, объединенные розовато-серой морозной дымкой в зим- нем этюде и теплыми, медовыми тонами осеннего пейзажа. Произведениям А. Д. Силича, досто- верно и многогранно запечатлевшим виды Новосибирска далеких 1930-х годов, принадлежит достойное место в художе- ственной летописи города.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2