Сибирские огни, 2015, № 6

189 В истории сибирского искусства пер- вой половины ХХ века есть немало имен талантливых мастеров, творчество кото- рых было хорошо знакомо современни- кам, но оказалось почти неизвестным в наши дни. За привычными словами «не- заслуженно забытый художник» скрыва- ются обстоятельства, приведшие к утрате наследия автора или к недоступности его для сегодняшних исследователей и цени- телей искусства. К числу таких художников принадле- жит новосибирский живописец и график Александр Дмитриевич Силич (1901— 1945). Его творческая жизнь была ак- тивной и многообразной. Первые художе- ственные опыты Силича начала 1920-х годов связаны с оформительской работой в воинских клубах, в газете «Красноар- мейская звезда». Профессиональное об- разование он получил в Омском художе- ственно-педагогическом техникуме имени М. А. Врубеля — одном из лучших учеб- ных заведений Сибири двадцатых годов, многие выпускники которого работали в Новосибирске. А. Д. Силич входил в состав ведущих творческих объединений своего времени: Ассоциации художников революционной России (1925—1926), общества «Новая Сибирь» (1926— 1931), Союза советских художников (с 1933). Его произведения экспониро- вались на Первой Всесибирской выставке живописи, скульптуры, графики и архи- тектуры (1927), западносибирских кра- евых художественных выставках (1934, 1939), Пятой новосибирской областной художественной выставке (1940). В во- енные годы он принимал участие в темати- ческих экспозициях «Художники Сибири в дни Великой Отечественной войны» (1942), «Героическое прошлое русской армии» (1943), «Сибирь — фронту» (1944), которые были организованы при содействии сотрудников Третьяковской галереи, эвакуированных в Новосибирск, и стали заметными событиями в культур- ной жизни города. Значительное место в деятельности художника занимала журнальная гра- фика, привлекавшая многих сибирских мастеров его поколения. С 1920-х годов Силич активно сотрудничал с газетой «Советская Сибирь», журналами «На- стоящее», «Сибирские огни», на стра- ницах которых печатались его городские зарисовки и карикатуры, афиши театраль- ных спектаклей и кинофильмов; в 1940-х годах работал для «Окон ТАСС». В 1944 году, незадолго до безвремен- ной смерти, А. Д. Силич переехал из Но- восибирска в Харьков, и это обстоятель- ство предопределило судьбу его наследия, которое на долгие последующие годы оказалось вне поля зрения сибирских искусствоведов, музейных собирателей и зрителей. Практически единственным источником для суждения об индивиду- Картинная галерея «СИбирских огней» Светлана ГОЛИКОВА НОВОСИБИРСК В ГРАФИКЕ АЛЕКСАНДРА СИЛИЧА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2